ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ - Страница 9

Это заставляет Иоанна Солсберийского сделать вывод, по духу близкий к платоническим представлениям о познании: «Нельзя иметь никакого необходимого знания о том, что подвержено уничтожению (corruptibilis)». Вследствие этого наиболее важным средством познания для Иоанна Солсберийского становится диалектика, которая исходит из возможностных посылок и аргументация в рамках которой приводит к возможным заключениям. Диалектические предпосылки не обладают абсолютной истинностью, однако они приближаются к истине настолько, насколько к этому способен ограниченный человеческий разум. Диалектика для Иоанна Солсберийского тесно связана с обучением, поскольку она является искусством выстраивания такой аргументации, которая не принуждает принимать её (как в случае с доказательством), но склоняет того, к кому она обращена, к согласию с ней. В этой связи Иоанн Солсберийский подчёркивает особое значение «Топики» Аристотеля и высмеивает тех учителей, которые знают лишь «старую» доказательную логику Боэция. Несмотря на постулируемую неприязнь к «утончённым» рассуждениям, Иоанн Солсберийский в «Металогике» сам нередко в них углубляется, в частности, при рассмотрении логико-онтологической проблемы универсалий, которая становится ключевой темой второй книги сочинения. При анализе проблемы универсалий Иоанн Солсберийский применял отстаиваемый им диалектический метод: рассматривал несколько существующих позиций и пытался выбрать из них наиболее вероятную, при этом удерживаясь от окончательного категорического суждения. Иоанн Солсберийский подробно анализировал различные варианты понимания универсалий, которые интерпретировались в его время как звуки, речи, идеи, вещи и т.п. В число средневековых авторов, мнения которых относительно универсалий рассматривал Иоанн Солсберийский, не всегда называя их по именам, исследователи включают Пьера Абеляра, Росцелина из Компьеня (ум. в 1125 г.), Гвальтера из Мортани (ум. в 1174 г.), Госцелина Суасонского (ум. в 1152 г.), Бернарда Шартрского, Гильберта Порретанского. В соответствии с рассуждением Иоанна Солсберийского существуют две основные позиции в вопросе об универсалиях: универсалии являются либо продуктом воображения (figmenta rationis) и, как следствие, «пустыми словами» (flatus voces), либо вещами (res). Однако оба утверждения Иоанн Солсберийский считает некорректными, поскольку в первом случае высказывания теряют свою содержательность; во втором случае нарушается правило построения высказываний, согласно которому «вещь о вещи не сказывается». По словам Иоанна Солсберийского, невозможно, чтобы род и вид одновременно существовали как единичные вещи и сказывались о единичных вещах.

 



 
PR-CY.ru