ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ - Страница 11

Так, в «Металогике» Иоанн Солсберийский отмечал, что его бывшие товарищи по школе спустя десятилетие после того, как он их покинул, «ни на пядь не продвинулись вперёд», в результате чего он убедился, что «диалектика, оставшись наедине сама с собой, становится бессильной и бесплодной». Скепсис Иоанна Солсберийского относительно познавательных возможностей человека компенсируется у него опорой на мнения авторитетов. Хорошо зная сочинения древних авторов, Иоанн Солсберийский часто использовал сюжеты из античных источников в качестве примеров, которые подкрепляют его взгляды по различным вопросам. В трактатах Иоанна Солсберийского содержится беспрецедентное для его времени количество цитат из сочинений античных писателей и поэтов: Ювенала, Персия, Горация, Марциала, Вергилия, Сенеки и многих др. В некоторых случаях Иоанн Солсберийский даже изобретал свои «античные» источники: например, сочинение «Institutio Traiani» («Наставление Траяну»), приписываемое Плутарху и содержащееся в «Поликратике», по мнению исследователей, является созданием самого Иоанна Солсберийского. С особенным вниманием, которое Иоанн Солсберийский проявлял к античному наследию, во многом связано то обстоятельство, что в исследовательской литературе XX в. он нередко именовался «средневековым гуманистом». Однако применительно к Иоанну Солсберийскому понятие «гуманизм» не может использоваться в том смысле, который оно имеет в приложении к деятелям Ренессанса и мыслителям последующих эпох (см. Гуманизм). Гуманизм Иоанна Солсберийского не был стремлением к любого рода секуляризации общественной и нравственной жизни; напротив, все его сочинения имели целью подчеркнуть особую важность присутствия религиозных идей и ценностей в секулярном мире. Вместе с тем то внимание, которое Иоанн Солсберийский уделял идее гармоничного развития индивидуальной человеческой личности с целью её счастливого и добродетельного существования в обществе, подтверждает, что его мышление было гуманистическим в особом, средневековом и религиозном смысле. Оставаясь христианским философом, Иоанн Солсберийский, однако, не соглашался с тем, что единственным путём духовного возрастания человека является аскетическое отречение от мира. Его религиозная концепция человека и общества строится на основании противоположной идеи: человек обладает заложенной в нём Богом способностью умножать своё знание о мире, устраивать свою жизнь в соответствии с моральными идеалами и следовать данным Богом в заповедях правилам нравственности, активно взаимодействуя при этом с другими членами общества. Хотя человек в этой жизни всегда остаётся путником, направляющимся в грядущую жизнь, уже здесь путём стяжания деятельной любви к Богу и ближнему он может приобрести высшее счастье и блаженство.



 
PR-CY.ru