ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ - Страница 6

Однако, поскольку без богопознания человеку недоступно знание об устроении собственной души и о подлинной природе ожидающей её вечной жизни, представление об истинном, небесном счастье у античных мыслителей отсутствовало. После откровения христианской истины, утверждает Иоанн Солсберийский, для человека уже недостаточно быть приверженным лишь земной добродетели, но требуется подчинять земное небесному. Всякий, кто любит и познаёт Бога, в силу этого приобретает также надлежащие земную любовь и земное счастье. В «Поликратике» Иоанн Солсберийский представил собственную концепцию государства и государственной власти. Метафорически государство изображается им как единое тело, головой его является король, который, опираясь на закон и церковь, должен поддерживать установленный Богом порядок. «Тело» государства Иоанн Солсберийский делит на три части: представители государственной власти; исполнители функций государства; все прочие подданные. По его словам, наместники и судьи являются глазами и ртом государства, парламент – сердцем, церковь – душой. Вторая часть включает солдат, шерифов и сборщиков налогов, которые служат государству руками; другие чиновники выполняют функции внутренних органов. Третья часть – крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы, которые выполняют функцию ног государства. Правитель государства, по словам Иоанна Солсберийского, должен чтить Бога, поддерживать в подданных почтение к себе, любить их и заботиться о них, следить за своими наместниками и чиновниками, воспитывая и обучая их. Для Иоанна Солсберийского характерно типичное для Средневековья представление о королевской власти как божественном установлении. Хороший король добровольно подчиняет себя Богу как Царю царей, следует Его заповедям и получает от Бога власть быть Его представителем на земле. Напротив, в том случае если король не исполняет должным образом свои обязанности, он превращается в тирана. По словам Иоанна Солсберийского, тиран подобен сатане, который стремился быть первым и искал счастья только для себя одного. Подобные тираны, по утверждению Иоанна Солсберийского, известны из античной истории; он называет, в частности, имена римских императоров Калигулы и Юлиана Отступника. Поскольку тиран пренебрегает благом общества и разрушает государство, Иоанн Солсберийский, по мнению многих исследователей, находил допустимым не только активное сопротивление ему со стороны подданных, но и его физическое устранение. Для иллюстрации своих идей в «Поликратике» Иоанн Солсберийский приводит многочисленные примеры, большинство которых заимствовал у античных авторов. Он использует примеры не только в качестве средства для иллюстрации абстрактных идей; представляемые лица и события как бы извлекаются им из временного контекста и рассматриваются как вневременные модели, которым читатель призван подражать в случае их положительного значения и от которых призван уклоняться в случае их негативного характера.

 



 
PR-CY.ru