ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ - Страница 7

«Поликратик» был наиболее известным, читаемым и цитируемым трактатом Иоанна Солсберийского в течение позднего Средневековья и в эпоху Ренессанса: его содержание полностью или фрагментарно представлено более чем в сотне рукописях, большая часть которых относится к XIV в., первое печатное издание трактата вышло в 1470 гг. в Брюсселе. «Поликратик» неоднократно использовался многими мыслителями Ренессанса в качестве авторитетного источника в области учения о государстве. Популярность сочинения исследователи объясняют двумя факторами: во-первых, читателей привлекала удобная для использования подборка примеров, иллюстрирующих различные аспекты общественно-политической жизни; во-вторых, представителям возрожденческого гуманизма была близка построенная Иоанном Солсберийским политическая теория, в центре которой находится подробно разрабатываемое различение легитимной монархии и нелегитимной тирании. Сочинение «Металогик» посвящено Томасу Бекету; состоит из четырёх книг. Название трактата Иоанн Солсберийский разъяснял в прологе, замечая, что цель книги – «предпринять защиту логики» («logicae suscepi patrocinium»). Задачей Иоанна Солсберийского в трактате было также обоснование полезности «свободных искусств», входящих в тривиум (грамматика, диалектика и риторика), однако, главным образом, он рассматривает проблемы, связанные с логикой. Первая книга содержит описание различных нападок на логику, далее следует изложение принципов, которые являются основой искусств тривиума, прежде всего, оснований грамматики; среди прочего Иоанн Солсберийский предлагает здесь оригинальное рассмотрение проблемы абсурдности высказываний. Во второй книге исследуются вопросы диалектики и анализируется проблема универсалий. В третьей книге Иоанн Солсберийский излагает и комментирует содержание ряда трактатов «Органона» Аристотеля («Категории», «Об истолковании», «Топика»), а также трактата «Введение к Категориям» неоплатоника Порфирия. Четвёртая книга, главным образом, посвящена рассмотрению содержания «Первой аналитики» и «Второй аналитики» Аристотеля, а также его трактата «О софистических опровержениях». В частности, здесь рассматривается роль ощущений в познании, проводится различение между знанием и мудростью, обсуждается понятие «истина». Из содержания «Металогика» исследователям видно, что Иоанн Солсберийский в этом трактате (впервые в Средние века) кратко излагает и объясняет содержание всего корпуса логических сочинений Аристотеля, однако при этом (за небольшими исключениями) глубокого анализа каких-либо связанных с их тематикой проблем он не предпринимает.

 



 
PR-CY.ru