ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ - Страница 5

Письма Иоанна Солсберийского (всего 325 писем; охватывают период с 1153 по 1180 гг.) также являются важным источником по истории католической церкви XII в. Наибольшую известность получили два трактата Иоанна Солсберийского: политико-философское сочинение «Policraticus» («Поликратик», около 1159 г.) и логико-философский трактат «Metalogicon» («Металогик», около 1159 г.). «Поликратик, или О забавах придворных и заветах философов» состоит из восьми книг; посвящено нравственным основаниям государственного и общественного устройства. Задача, которую Иоанн Солсберийский ставил перед собой в трактате, – показать, что при дворе любого христианского властителя (будь то король, папа или епископ) должны господствовать истинные философия и мудрость, в результате чего окажется возможным создать среду, в которой каждый член общества будет наслаждаться подобающим ему счастьем. Ключевые для трактата понятия «добродетель» и «счастье» Иоанн Солсберийский подробно рассматривает в седьмой книге «Поликратика». Он определяет их следующим образом: «Добродетель охватывает всё, что следует делать, в то время как счастье – это то, чего следует желать». Для Иоанна Солсберийского важнейшей добродетелью является умеренность, что вполне согласуется с античными представлениями о добродетели, в частности, с учениями стоиков и Аристотеля. По мысли Иоанна Солсберийского, охота, пиры и другие традиционные занятия придворных не нарушают правила добродетели до тех пор, пока находятся в границах умеренности. Исключением применения критерия умеренности может быть только мудрость, стремление к которой не следует как-либо ограничивать. Высшее счастье Иоанн Солсберийский разделяет на два вида: счастье в небесной жизни и счастье в земной жизни. Достижение счастья в небесной жизни требует соблюдения определённых условий в земной жизни, которые обеспечивают подлинное земное счастье: необходимо почитать Бога и «пребывать в оправданиях Господних» (morari in iustificationibus Domini; ср.: Пс. 118:16, 23, 48, 117 – по Вульгате; т.е. исполнять Божьи заповеди, как поясняет Иоанн Солсберийский ниже), в результате чего человек сможет наслаждаться своими добрыми делами и предвкушать своё будущее блаженство. Земное счастье, по мнению Иоанна Солсберийского, может быть и у порочных людей, не заботящихся о любви к Богу; такие люди заняты исключительно теми вещами, которые проистекают от земной любви. При этом следует отличать мнимое счастье от подлинного счастья, которое не может быть следствием порока, но всегда связано с добродетелью. Развивая свою мысль, Иоанн Солсберийский утверждает, что, даже не зная о Боге, человек может действовать добродетельно, руководствуясь любовью к ближнему и желанием благополучно жить в обществе. Именно такое «мирское» (или «земное») счастье восхваляли древние философы, видевшие в нём цель добродетельной жизни.

 



 
PR-CY.ru