ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ - Страница 3

Иоанн Солсберийский был в числе клириков, присутствовавших 29 декабря в Кентерберийском соборе во время беседы архиепископа Томаса с четырьмя королевскими посланниками, которая закончилась убийством архиепископа. Однако свидетелем смерти архиепископа Иоанн Солсберийский не был: как и большинство клириков, он бежал из собора, отчасти повинуясь указанию архиепископа Томаса, отчасти опасаясь за собственную участь. После погребения архиепископа Томаса Иоанн Солсберийский остался в Англии, помогая некоторым английским епископам в церковных делах и приводя в порядок оставшиеся от архиепископа Томаса письма и документы. В качестве введения к собранию наследия архиепископа Томаса им в это же время было создано краткое «Житие святого Фомы». По мнению исследователей, Иоанн Солсберийский также выполнял какие-то церковные поручения нового архиепископа Кентерберийского Рихарда из Дувра (ум. в 1184 г.). 22 июля 1176 г. с санкции короля Людовика VII, по желанию его брата епископа Шартрского Вильгельма (ум. в 1202 г.), который стал архиепископом Реймса, Иоанн Солсберийский был избран его преемником на кафедре Шартра «в память о Бекете»; 15 августа состоялась его интронизация в Шартрском соборе. Об архипастырской деятельности Иоанна Солсберийского исследователям известно крайне мало: сохранились лишь отрывочные замечания в различных документах, свидетельствующие, что он отличался мягким характером и уделял много времени заботе о пастве. В марте 1179 г. Иоанн Солсберийский принимал участие в третьем Латеранском соборе, где предложил ряд мер, направленных на упрощение и реформирование церковной жизни в духе евангельского благочестия. По сообщениям средневековых источников, после кончины Иоанна Солсберийского не осталось никакого личного имущества, кроме книг, облачений и сосуда с кровью архиепископа Томаса – всё это он завещал Шартрскому собору. Похоронен Иоанн Солсберийский в церкви аббатства Нотр-Дам-де-Жозафа в Леве близ Шартра; его мраморное надгробие сохранилось до настоящего времени. Литератрное наследие Иоанна Солсберийского разнообразно. Благодаря своим сочинениям он прославился как теоретик государственной власти и мыслитель гуманистического склада. В сочинениях Иоанна Солсберийского нашли отражение и его собственные философские размышления, и актуальные мировоззренческие и общественные вопросы его времени. Следуя распространённому в XII в. обычаю, большинству сочинений Иоанн Солсберийский давал «греческие» названия, хотя греческого языка он, судя по всему, не знал. Первое полное издание сочинений Иоанна Солсберийского было выпущено в 1848 г. под редакцией Ж.А. Жиля; позднее оно было взято Ж.П. Минем за основу при публикации текстов Иоанна Солсберийского в 199-м томе «Латинской патрологии».

 



 
PR-CY.ru