ИОАНН КАРПАФИЙСКИЙ - Страница 9

Ангелы и бесы внимательно следят за подвижником и принимают в его борьбе активное участие. Ангелы исполняют веления Божьи. Во время искушения они удаляются, а потом, после отступления бесов, приходят и служат монахам, подавая божественную помощь и всякие добродетели, влагают добрые помыслы, соделывают превыше вещественного мудрования. Они на своём языке учат познанию природы видимого и невидимого миров, наказывают боязливых, ублажают на небесах преуспевших, относя души в определённые им места. Бесы под разными именами: аморрей, египтянин, троглодит, Амалик – воюют с человеком в течение всей его жизни и даже после смерти напоминают о грехах. Бесы завидуют человеку из-за несказанного величия обещанных благ. Они стараются помешать причащению Божественных Таин, оскверняя подвижника накануне причастия или внушая богохульные помыслы против неба и таинств Христовых. Хотя бесы не знают мыслей человека, они ведут войну тысячью способов. Демоны прямо возбуждают страсти, нечистые и страстные мысли, стараются склонить ко греху для уменьшения веры во Христа и прилежности к молитве или замышляют через людей и даже собратий явные или скрытые козни, подстрекая, например, хвалить подвижника, чтобы затем внушить ему тщеславие. Впрочем, избегая дурных людей, следует быть внимательным и осторожным и ни в коем случае не осуждать их, но, наоборот, оправдывать. В противостоянии бесам-искусителям аскет доходит порой до безнадёжия. Однако бесы тоже испытывают усталость от борьбы с закалёнными подвижниками, хотя это скрыто от нас по провидению Божию, ибо подвижники ставят опаснейшие для демонов сети и тенета и попирают их. Самое страшное оружие для бесов – молитва. Не следует слишком бояться демонов, ибо они ничего не могут сделать без нашего согласия при неослабном аскетическом напряжении. Из различных искушений особое внимание Иоанн Карпафийский уделяет духовной опасности сомнения в выбранном подвижническом пути, в самом монашестве. Это обстоятельство вызвано конкретной ситуацией, сложившейся среди индийских монахов и потребовавшей специального увещания и утешения. Автор использует доказательство от противного. Допустим, что мирянин во всём праведен, а монах подвержен всевозможным обстояниям и грешен. Но, как говорит Иоанн, ошибка сына (т.е. монаха), оставляющая место покаянию, больше значит для Бога, чем праведность наёмника или слуги (т.е. мирянина).

 



 
PR-CY.ru