ИОАНН КАРПАФИЙСКИЙ - Страница 5

На основании внутренних данных обеих сотниц исследователи делают ещё два предположения об авторе. Во-первых, по-видимому, Иоанн Карпафийский был знаком с внешними науками, прежде всего, с философией. Об этом свидетельствуют приведённые доводы, а также рассказы, которые могли быть почерпнуты из таких сочинений, как «Рассказы о животных» Элиана или «Шестоднев» Василия Великого (источники Иоанна Карпафийского требуют дальнейших уточнений). Количество так называемых hapax legomena (слов, встречающихся только у этого автора, не считая неологизмов) для второй сотницы довольно велико: на 769 строк по изданию Д. Бальфура приходится семь hapax'ов (для сравнения: в гомилии «О Пасхе» Сардского епископа Мелитона приблизительно такого же объёма – максимум два лексических и один синтаксический hapax и три неологизма, а во всём первом типе «Макариевского корпуса», который превосходит вторую сотницу приблизительно в 20 раз, – 14 hapax'ов). Наконец, сам автор косвенно признаётся в полученном образовании в I 13: «...Внушает нам влечение к эллинским словесам (наукам), от которых мы отошли». Во-вторых, главы I 31–32 (не говоря уже о духовном опыте, запечатлённом в сотницах) дают исследователям возможность предположить, что автор был не просто монахом, но, скорее всего, настоятелем монастыря. На монашеское общежитие указывают и нередкие слова о братских собраниях. Таким образом, жизненный путь Иоанна Карпафийского исследователи в какой-то мере могут сопоставить с биографией великих каппадокийцев или Евагрия Понтийского. Подлинными сочинениями Иоанна Карпафийского, по мнению исследователей, должны быть признаны лишь две сотницы, вторая из которых была впервые критически издана Д. Бальфуром лишь в 1994 г. (в 1973 г. по этой же теме была защищена диссертация Д. Осьёра). В издании Д. Бальфура вторая сотница содержит 117 глав (в разных рукописях количество глав существенно разнится), но наиболее вероятным исследователям кажется именно число 117 (или 116), зафиксированное большинством рукописей, включая самые древние из дошедших до настоящего времени (116 в восьми манускриптах и 117 в пяти). Некоторые колебания может вызывать глава II 93, т.к. исследователи не исключают, что она сначала входила в первую сотницу, но затем была заменена «Словом к монахам из Индии», сопровождавшим эту сотницу, и после того перемещена во вторую сотницу. Хотя название «вторая сотница» не встречается в рукописях, тем не менее, по крайней мере, в двух рукописях есть название «первая сотница», что предполагает наличие второй. Немногие рукописи приписывают Иоанну Карпафийскому ещё три произведения. Первое из них (четыре серии глав) издано в «Добротолюбии» под именем Илии Экдика, причём исследования рукописной традиции, проведённые современными учёными, подтверждают атрибуцию «Добротолюбия».

 



 
PR-CY.ru