ИОАНН КАРПАФИЙСКИЙ - Страница 7

Таким образом, очищение ума является сразу и необходимым условием, создающим верные установки подвизания, и конечной целью, ведущей к созерцательному умозрению. На первом (точнее, предварительном) этапе происходит исцеление ума, сознающего, как уже было сказано, что порок не имеет сущностного бытия и является добровольным уклонением ума от Сущего. Так называемые страсти по природе своей нейтральны: если они движутся естественно, то становятся благом, а если противоестественно, то злом. Познание страстей, искажающих образ Божий, является условием познания человеческой природы – такой, какой сотворил её Бог. Следовательно, достижение правильного образа жизни зависит от верного понимания устроения души и страстей, стремящихся поработить душу вопреки разуму. В душе Иоанн Карпафийский традиционно выделяет три части: две низшие – вожделение и гнев (ярость) – и высшую, духовную, разумную – ум. Первые две – вместилище страстей, действующих вопреки разуму. Эта «страстная часть» и требует предварительного излечения, совершаемого следующим образом. Сначала надо исцелить вожделевающее начало как источник всех гневных и страстных движений, но прежде ум должен отделить вожделевающее начало от яростного, союз которых особо опасен. Для исцеления существует два основных лекарства – воздержание и терпение. Воздержание уврачует вожделение, а терпение – гнев. Воздержание – это одновременно и благочестие, благоговение, безмолвие и смиренномудрие. Однако сначала надо достичь мысленного воздержания, т.к. прежде семя, а потом плод. С помощью воздержания подвижник воюет против трёх главных идолов – чревоугодия, сребролюбия и тщеславия. Тщеславие особенно опасно; Бог не даёт премудрости и при тысячах молитв из-за тщеславия. Даже достигший ведения может лишиться его по причине этого порока. Борьба с самомнением является третьим, последним подвигом монаха. Чтобы не возникало у подвижника тщеславия, Бог отнимает у него те или иные дары, подвергает его многим испытаниям ради исправления души. Чревоугодие внушает сомнение в Промысле Бога, Который не попустит нам умереть с голоду. Признаком этой страсти служит стремление разнообразить пищу или чрезмерно насытиться после временного воздержания. Пост, однако, не самоцель. Он – как и молчание, умеренность в одежде, избегание бесполезных бесед и разговоров с детьми и девушками – лишь орудие для воздержания и хранения безмолвия. Третий особо опасный порок – сребролюбие, вызываемое тремя основными причинами: тайной гордыней, привязанностью к имуществу и немощью веры. Происходит оно от того же опасения бедности и голода.

 



 
PR-CY.ru