ИОАНН КАРПАФИЙСКИЙ

ИОАНН КАРПАФИЙСКИЙ – автор двух сотниц глав, первая из которых включена в «Добротолюбие». Составители греческого сборника удержали вслед за рядом рукописей эпитет «преподобный» при имени Иоанна Карпафийского. Вселенский патриархат 20 августа 1983 г. причислил автора к лику святых православной церкви. В месяцеслове РПЦ Иоанн Карпафийский не указан. По мнению исследователей, время жизни Иоанна Карпафийского не может быть с точностью установлено. Единственное упоминание о нём (помимо сочинений поздневизантийских авторов и катен) содержится в 201-м кодексе «Библиотеки» Константинопольского патриарха Фотия, который, утверждая, что прочитанная им «Сотница» Фотикийского епископа Диадоха ничуть не уступает 153 главам Нила Синайского, обсуждаемым в том же кодексе, и превосходит творения Марка Подвижника, которым посвящён предыдущий кодекс, продолжает о Диадохе: «В том же, о чём сказано чуть выше, он во многом превосходит и Иоанна Карпафийского, который даёт своему труду надписание «Утешительное (слово) к монахам, обратившимся из Индии». Он также составил его в ста главах». Свидетельство Фотия, по мнению исследователей, важно по многим причинам. Помимо того что без этого упоминания сама фигура Иоанна Карпафийского представлялась бы почти полулегендарной, Фотий подтверждает, что первая сотница состояла (по крайней мере, не позднее IX в.) ровно из ста глав и включала «Слово к монахам из Индии». Между тем в греческом «Добротолюбии» это «Слово...» выпущено из числа сотницы и приложено к ней отдельно, хотя в ряде древних рукописей последней, сотой главе является как раз «Утешение к монахам». Вместо него составители «Добротолюбия» поместили вслед за немногими манускриптами в качестве сотой главы главу 93 второй сотницы. Некоторые современные учёные сомневались, что «Слово...», сильно отличающееся по размеру и характеру от первых 99 глав, изначально входило в состав первой сотницы. Однако сам Иоанн Карпафийский пишет в конце «Слова...»: «Понимаю, что я преступил меру, много написавши. Но вы заставили меня это сделать. Распространили же мы это слово для утверждения тех, которые подвергались опасности пасть от малодушия... Поэтому со своей стороны я вынужден был сделать более длинным настоящее слово и распространить его в более гладких выражениях, чтобы и непосвящённый человек, и неучёный мог уразуметь то, о чём говорится. Вот почему я написал много...» Таким образом, у исследователей есть все основания думать, что «Слово...» было включено в состав первой сотницы не после кончины его автора (в любом случае, – до Фотия), но ещё самим Иоанном Карпафийским. При этом исследователи считают вероятным, что часть первой сотницы (или даже вся она) была составлена раньше по другому поводу, но при удобном случае соединена со «Словом...» к монахам из Индии, искавшим у Иоанна духовного утешения, и послана вместе с ним.

 



 
PR-CY.ru