ИОАНН КАРПАФИЙСКИЙ - Страница 8

Испрашивание милостыни под предлогом крайней бедности – воровство. Воздержание должно практиковать не периодами, а постоянно. Приверженность даже к малому искушению мешает прогрессу добродетели. Однако поскольку сохранить постоянное воздержание трудно, этому помогает страх Божий. Он рождается от смиренного поучения Священному Писанию, ибо изучение Библии ради голого знания порождает тщеславие. Всё же страх – подсобное средство на начальном этапе подвизания. У совершенных страх сменяется любовью, и они исполняют добродетели не ради чего-либо, но по одной любви к Богу. Как страх помогает воздержанию, так любовь помогает терпению. Итак, воздержание и терпение исцеляют вожделеющую и яростную части души. Это врачевание открывает путь к стяжанию практических добродетелей, которые являются руками ума, – с ними ум уже может приносить Богу хвалы. Но путь этот долог и опасен. На пути подвижника ждут искушения, необходимые новичку и даже достигшему первых степеней мудрости как узда, смиряющая надмение. Например, отречение попускается апостолу Петру. Хотя искушения временны, тем не менее, падения, по-видимому, неизбежны, но, если монах будет падать и тысячу раз, отчаяние ещё хуже, как видно на примере Петра и Иуды. Даже после падения нельзя допускать того, чтобы быть побеждённым. Сам зловонный грех гонит согрешившего к Богу. Средство духовного возрождения – покаяние, обновляющее, как фазы луны, и изгоняющее из души страстный помысел. Бог очищает уже при одном призывании имени Иисуса. Это очищение происходит под действием Святого Духа. Покаянная же память о прегрешениях умягчает сердце. В этой борьбе монах не должен бежать, чтобы не быть поражённым в спину, но должен оставаться в строю. Помимо названных добродетелей оружием монаха являются псалмопение, бдение, служение ближнему, милосердие, чтение Писаний, смирение и т.д. Главная же добродетель – молитва, ибо Бог, слышащий молитвы даже еретиков и бесов, тем более внимает христианину. Потому-то против молитвы особенно ополчаются бесы. Молитва может произноситься и в уме и должна быть, по апостолу, непрестанной. Главное условие молитвы – смирение. Смирение, или смиренномудрие, является поэтому основанием всех добродетелей; в частности, от него происходит беспрекословное послушание настоятелю. Однако молитва, как и вера, бесполезна без дел и без исполнения заповедей. Заповеди, уразумение которых вовсе не так легко, как может показаться на первый взгляд, – это путь, ориентирами в котором монаху служат догматы.

 



 
PR-CY.ru