ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ, Иоанн Хильталинген - Страница 9

Однако в отличие от Григория Риминийского и его радикальных последователей, утверждавших, что все дела, совершаемые без участия Божественной благодати, с необходимостью, есть грехи, Иоанн Базельский полагал, что грешник может совершать реальные добрые дела, однако такие добрые дела не избавляют его от грехов и не являются заслугой. Поскольку предназначение человека к вечной жизни находится всецело во власти Бога, любые человеческие добродетели могут считаться способствующими стяжанию вечной жизни заслугами (merita) лишь в силу того, что Бог признаёт их таковыми. Поэтому «хотя во власти человека-странника, чтобы некий его акт был праведным или неправедным, заслуживающим похвалы или порицания, но не в его власти, чтобы этот акт был заслуживающим или не заслуживающим вечной жизни». Решение Иоанна Базельского вопроса о достойной вечной жизни как о заслуге человека и его полемика с некоторыми последователями Иоанна Дунса Скота, утверждавшими, что Бог может менять решение о принятии или непринятии человека как достойного вечной жизни в зависимости от активности самого человека в деле стяжания добродетелей, показывают, что фундаментом его учения об оправдании и о спасении является учение о предопределении в максимально жёсткой форме. Это подтверждается среди прочего и его тезисом о том, что «оправданный по предопределению, даже когда был грешником, всегда и от века был принятым для вечной жизни». Рецепция Иоанна Базельского некоторых богословских идей Майстера Экхарта является показательным примером актуальности учения Экхарта для католической теологии XIV в., несмотря на формальное осуждение его ошибочных мнений буллой папы Иоанна XXII «In agro Dominico» от 27 марта 1329 г. В сочинении «Responsiones...» Иоанн Базельский критически разбирает ряд богословских положений Майстера Экхарта, предлагая собственное толкование характерных тем экхартовского богословия. Как установили исследователи, Иоанн Базельский пользовался не текстами самого Экхарта, а сопровождаемым критическим анализом извлечением отдельных тезисов, которое было сделано во время процесса над Экхартом кардиналом Жаком Фурнье (впоследствии папа Бенедикт XII), выступавшим в качестве приглашённого церковного эксперта при подготовке процесса. В ряде случаев Иоанн Базельский сопоставляет тезисы Майстера Экхарта и их интерпретацию Фурнье, показывая, что учение Экхарта может быть истолковано вполне ортодоксально. Наиболее частое обращение Иоанна Базельского к тезисам Майстера Экхарта прослеживается исследователями при рассмотрении им проблематики вечности творения в четвёртом «вопросе» «Responsiones...». В рассуждениях Иоанн Базельский использует три начальных тезиса Майстера Экхарта из совокупности тезисов, объявленных еретическими в «Вердикте авиньонских теологов» («Votum Theologorum Avenionensium») и в булле папы Иоанна XXII.

 



 
PR-CY.ru