ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ, Иоанн Хильталинген - Страница 5

При этом Бог является первым в необходимом и в контингентном смыслах: «Поскольку Он есть Источник, Он бесконечно необходим; а поскольку Он есть Первое по отношению ко второму (т.е. к творению), Он есть Первый в контингентном смысле». Важное место в рассуждениях Иоанна Базельского о Боге занимает рассмотрение вопроса о способе присутствия Бога в мире и мира в Боге, характерного для мистической теологии XIV в. Этот вопрос решается Иоанном Базельским также через понятие необходимого и контингентного: Бог как «первое Лицо» существует «неизменно, независимо и необходимо», однако в каждый конкретный момент времени в Его отношении с творимым миром Бог является действующим контингентно, т.е. произвольно и свободно. По словам Иоанна Базельского, Бог, или первое Лицо как Творящий творение, «существует контингентно и свободно», однако на основании этого не следует «вводить в Нём некой внутренней контингентности». Используя разрабатывавшееся Майстером Экхартом учение о тождественности Бога и бытия, Иоанн Базельский говорил о том, что «первое Лицо» есть само бытие, тогда как творение есть «бытие или небытие», т.е. постоянно содержит в себе небытие как возможность. Исходя из идеи тождества совершенств Бога и мира, Иоанн Базельский отвергал традиционную для средневековой схоластики идею «иерархии совершенств», утверждая, например, что «первая Красота (т.е. Бог) не является сама по себе более совершенной, чем любая красота». Подобное понимание Иоанном Базельским связи Бога и творения имело следствием учение о причастности всего творения Богу, поскольку всё, что существует, есть «отражение» первоначального совершенства Бога: «Невозможно, чтобы некая вещь существовала, но при этом не созерцала бы это первое Лицо в зеркале своей природы и не содержалась... в Нём». Встречаются у Иоанна Базельского и ещё более парадоксальные тезисы, весьма близкие к идеям Майстера Экхарта: «Божественная сущность может быть оформляющей формой творения; следовательно, то, что не Бог, может быть Богом», однако в большинстве случаев он занимает более умеренную позицию и говорит лишь о причастности творения Богу и о проявлении Бога в творении. Наиболее ярко оригинальность мышления Иоанна Базельского и его особый стиль богословского исследования проявились при трактовке традиционно важных для последователей Августина Блаженного тем: первородного греха, спасения, предопределения, благодати и оправдания, т.е. «истории спасения». Именно при рассмотрении первоначального блаженного состояния человека, его грехопадения и исполнения Божественного замысла о его спасении Иоанн Базельский формулирует многие основные идеи собственной теологической системы.

 



 
PR-CY.ru