ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ, Иоанн Хильталинген - Страница 7

Всякий человек подлежит ответственности и наказанию за первородный грех, хотя этот грех не является его личным грехом. Рассуждая о природе первородного греха, Иоанн Базельский отказывался отождествлять его с «вожделением» (concupiscentia), несмотря на восходящую к Августину Блаженному традицию такого отождествления. По мысли Иоанна Базельского, первородный грех должен пониматься в связи с предписанной каждому человеку «первоначальной праведностью». Он есть «хабитуальное уклонение человеческого духа от Бога», что означает также повреждение первоначальной праведности: иерархия внутри человека нарушается, поскольку дух человека вместо Бога начинает служить телу и его вожделениям. При этом первородный грех – это не конкретное актуальное уклонение единичного человека от Бога в каком-либо греховном поступке, но уклонение хабитуальное, т.е. вошедшее в привычку, постоянное. Именно поэтому первородный грех распространяется не только на Адама, но и на всё человечество. Учение о передаче первородного греха связано у Иоанна Базельского с учением о происхождении индивидуальной человеческой души. В этом вопросе Иоанн Базельский резко отвергал различные версии традуционизма и последовательно придерживался позиции креационизма, невзирая на те сложности, с которыми связано совмещение этой концепции с августиновским учением о первородном грехе. Ссылаясь на Августина Блаженного и Эгидия Римского, Иоанн Базельский утверждал, что грех передаётся творимой Богом индивидуальной душе от наследуемого от родителей «греховного тела». Схему передачи греха от тела к душе Иоанн Базельский заимствовал у Иоанна Дунса Скота: «Душа навлекает на себя (первородный грех) посредством плоти, но не в том смысле, что плоть причиняет в ней первородный грех как бы посредством некоего причинённого качества, но так, что плоть зачинается с вожделением (concupiscentialiter) и из неё образуется наделённое органами тело, в которое влагается душа и образуется личность (persona), каковая есть... природный потомок Адама, и потому она должница (debitrix) в отношении первоначальной праведности, заповеданной Богом Адаму как бы для всех его потомков, которой она лишена; следовательно, она имеет первородный грех». Однако в отличие от Иоанна Дунса Скота Иоанн Базельский особенно настаивает на болезненной повреждённости самой природы человека, которую он называет «болезненное качество» (qualitas morbida) и которая является причиной склонности человека ко греху. Поскольку в соответствии со словами апостола Павла вследствие греха одного первого человека все люди сделались грешниками (ср.: Рим. 5:19), все одинаково нуждаются в спасении. Иоанна Базельского больше интересовала субъективная, а не объективная сторона спасения: тематика взаимодействия благодати и воли человека при спасении превалирует у него над тематикой Боговоплощения и Искупления.

 



 
PR-CY.ru