ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ, Иоанн Хильталинген - Страница 3
В этом трактате Иоанн Базельский затронул вопросы бедности, праведной жизни, познания, природы Христа и др. К аттестационному диспуту для присвоения магистерского звания (1371 г.), традиционно проводившемуся в университете во второй половине дня, он подготовил выступление, в настоящее время известное в виде трактата «Vesperiae» («Вечерние чтения»). Трактат посвящён обсуждению вопроса о Боге как «первом принципе» и «вечной идеальной форме» для творения. Отдельную группу составляют трактаты, связанные с подготовкой канонизации св. Бригитты: «Propositiones (I-II) pro canonisatione beatae Birgittae exaratae» («Положения, написанные в защиту канонизации блаженной Бригитты»), «Propositiones pro canonisatione Birgittae abbreviatae» («Сокращённые положения в защиту канонизации Бригитты»), «Dictamen super sermones angelicos a beata Birgitta auditos» («Пояснение ангельских речений, слышанных блаженной Бригиттой») и «Justificationes constitutionum beatae Birgittae» («Оправдание установлений блаженной Бригитты»); некоторые из них сохранились не полностью. Существует также недатированная проповедь об апостоле Иоанне Богослове («Sermo de S. Johanne Evangelista»). Латинские сочинения Иоанна Базельского остаются неизданными. В настоящее время Иоанн Базельский считается также возможным автором сочинения «Traktat von der Minne» («Трактат о любви») на средневерхненемецком языке, представляющего собой комментарий к новозаветному высказыванию «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:16); трактат опубликовал К. Ру. Все труды Иоанна Базельского объединяет близкое знакомство как с наследием Августина Блаженного и других отцов церкви, так и с работами современных ему теологов, в частности, всех крупных представителей «древней» и «современной» школы теологии августинцев (Иоанн Базельский прямо или косвенно ссылается на сочинения 27 представителей августинизма (Александра из Сант-Эльпидио, Григория Риминийского, Иакова из Витербо, Иоанна Кленкока и др.) и 25 средневековых авторов-неавгустинцев). Это позволяет современным учёным вслед за Д. Траппом называть сочинения Иоанна Базельского «воротами для исследования и изучения новой августинской теологии». Исследователи отмечают, что характерной особенностью стиля Иоанна Базельского было дословное цитирование с точными отсылками на конкретное место в тексте оригинала. Основные его тексты имеют весьма строгую, «геометрическую» структуру: каждый «вопрос» открывается «основными доводами» («rationes principales»), далее следуют «замечания» («notabilia»), задачей которых является прояснение используемых при решении вопроса терминов, затем идут собственно «решения» («conclusiones»), сопровождаемые проясняющими их содержание «короллариями».