ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ, Иоанн Хильталинген - Страница 3

В этом трактате Иоанн Базельский затронул вопросы бедности, праведной жизни, познания, природы Христа и др. К аттестационному диспуту для присвоения магистерского звания (1371 г.), традиционно проводившемуся в университете во второй половине дня, он подготовил выступление, в настоящее время известное в виде трактата «Vesperiae» («Вечерние чтения»). Трактат посвящён обсуждению вопроса о Боге как «первом принципе» и «вечной идеальной форме» для творения. Отдельную группу составляют трактаты, связанные с подготовкой канонизации св. Бригитты: «Propositiones (I-II) pro canonisatione beatae Birgittae exaratae» («Положения, написанные в защиту канонизации блаженной Бригитты»), «Propositiones pro canonisatione Birgittae abbreviatae» («Сокращённые положения в защиту канонизации Бригитты»), «Dictamen super sermones angelicos a beata Birgitta auditos» («Пояснение ангельских речений, слышанных блаженной Бригиттой») и «Justificationes constitutionum beatae Birgittae» («Оправдание установлений блаженной Бригитты»); некоторые из них сохранились не полностью. Существует также недатированная проповедь об апостоле Иоанне Богослове («Sermo de S. Johanne Evangelista»). Латинские сочинения Иоанна Базельского остаются неизданными. В настоящее время Иоанн Базельский считается также возможным автором сочинения «Traktat von der Minne» («Трактат о любви») на средневерхненемецком языке, представляющего собой комментарий к новозаветному высказыванию «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:16); трактат опубликовал К. Ру. Все труды Иоанна Базельского объединяет близкое знакомство как с наследием Августина Блаженного и других отцов церкви, так и с работами современных ему теологов, в частности, всех крупных представителей «древней» и «современной» школы теологии августинцев (Иоанн Базельский прямо или косвенно ссылается на сочинения 27 представителей августинизма (Александра из Сант-Эльпидио, Григория Риминийского, Иакова из Витербо, Иоанна Кленкока и др.) и 25 средневековых авторов-неавгустинцев). Это позволяет современным учёным вслед за Д. Траппом называть сочинения Иоанна Базельского «воротами для исследования и изучения новой августинской теологии». Исследователи отмечают, что характерной особенностью стиля Иоанна Базельского было дословное цитирование с точными отсылками на конкретное место в тексте оригинала. Основные его тексты имеют весьма строгую, «геометрическую» структуру: каждый «вопрос» открывается «основными доводами» («rationes principales»), далее следуют «замечания» («notabilia»), задачей которых является прояснение используемых при решении вопроса терминов, затем идут собственно «решения» («conclusiones»), сопровождаемые проясняющими их содержание «короллариями».

 



 
PR-CY.ru