ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ, Иоанн Хильталинген - Страница 10

В том виде, в каком они представлены в упомянутых документах, положения Экхарта недвусмысленно указывают на совечность творения Богу: «Сколь долго Бог существует, столь долго Он и творил мир» (Тезис 1); «можно заключить, что мир был вечно» (Тезис 2); «одновременно с Своим существованием (simul et semel quando fuit) Бог родил... Сына и создал мир» (Тезис 3). Иоанн Базельский рассматривает тезисы Майстера Экхарта и их опровержение Фурнье во втором королларии «вопроса». Соглашаясь с тем, что никоим образом нельзя признать «истинным и католическим» учение о том, «что мир был вечно», Иоанн Базельский вместе с тем оговаривается, что второй тезис Экхарта можно понимать и иначе, если предположить, что слово «вечно» (ab aeterno) употребляется не в смысле наречия, а в именном смысле. В этом случае тезис Майстера Экхарта будет выражать ортодоксальное учение о творческом акте вечного Бога. Поскольку этот акт есть свойство вечного Бога, он также вечен. Подобное понимание позволяет Иоанну Базельскому указать на то, что Фурнье несправедливо признал ошибочным объяснение второго тезиса, данное Экхартом: «Господин Бенедикт ответ (Экхарта) на этот тезис либо несправедливо отверг, либо неверно понял... Ибо в конце (рассмотрения) ответа Экхарта Бенедикт говорит, что суть ответа в том, что творение мира есть вечное действие (Бога). А творение в пассивном смысле (т.е. нечто сотворённое) не является вечным, но сотворено вместе с миром (concreata mundo)». Согласно Иоанну Базельскому, объяснение Майстера Экхарта является верным, однако двусмысленность и туманность его высказывания не позволяет безоговорочно принять его тезис. Исследователи видят в последней оговорке Иоанна Базельского нежелание вступать в открытую конфронтацию с официальной церковной позицией; вместе с тем очевидно его стремление очистить тезис Экхарта от «еретически звучащих толкований» и подвергнуть его «ортодоксальной корректуре». Тем самым формально осуждая ошибочные тезисы Майстера Экхарта, Иоанн Базельский, по сути, присоединяется к ним. Его собственный ответ на вопрос является именно ортодоксальным уточнением тезиса Экхарта: «Вечный Отец тем же самым способом, каким полагает начало Своему единственному Слову внутренне, производит множество вещей внешне». Таким образом, творение как модус действия Бога «бесконечно, природно и вечно», но из этого не следует, что Бог «производит множество вещей бесконечно, природно и вечно», поскольку вечность есть свойство Бога, а не сотворенного мира. Тесно связан с темой вечности творения используемый Иоанном Базельским в том же «вопросе» тезис Майстера Экхарта об отсутствии различения в Боге: «В Самом Боге не может присутствовать или мыслиться никакое различение» (Тезис 24).

 



 
PR-CY.ru