ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 10

Торжествующая партия омиусиан также избрала десять делегатов и отправила их для личного доклада императору о соборных постановлениях (среди делегатов были Василий Анкирский, Евстафий Севастийский, Сильван Тирский и Элевсий Кизический). Вместе с ними отправился в Константинополь Иларий. Доклад омиусианских епископов о «богохульстве» аномеев возмутил императора, приказавшего некоторых из них отправить в ссылку, что внушило омиусианам надежду на близость победы над противниками. Однако это впечатление было ложным, потому что у императора Констанция был свой план объединения всех партий с помощью такой общей формулы, которая могла быть принята каждой партией. Его не устраивали все крайности, и он с равным негодованием относился как к никейцам, так и к аномеям. Император создал придворную партию омиев и всеми средствами государственного воздействия старался обеспечить ей перевес над остальными. Представители всех партий, которые разошлись во мнениях на Селевкийском соборе, были вызваны в Константинополь для состязания в присутствии императора; руководящая роль в этом состязании оказалась в руках омиев во главе с Акакием Кесарийским. Под давлением императора аномеи были вынуждены пойти на уступки, чтобы примкнуть к омиям. Они осудили автора аномейской доктрины Аэция, добившись его ссылки во Фригию, и тем самым создали видимость отречения от аномейства. Евдоксий Антиохийский от лица своей партии по настоянию омиусиан отрёкся от её главного термина – «неподобный» как от не содержащегося в Священном Писании. Однако, добившись этого, омиусиане поставили себя в очень неловкое положение, т.к. на тех же основаниях от них потребовали отказаться от термина «подобосущный». Они не согласились пойти на уступку, равносильную отречению от всей своей доктрины, и этим навлекли на себя гнев императора Констанция. Омиусиане возлагали надежды на западных епископов, в большинстве своём непреклонных в исповедании никейской веры и осудивших вторю сирмийскую формулу. Поэтому они с нетерпением ожидали прибытия в Константинополь западных уполномоченных Ариминского собора. Когда западные делегаты от никейской партии Ариминского собора прибыли в Адрианополь, им заявили, что император не может их принять и просит подождать. Потом их попросили переехать в Нику Фракийскую, которая по своему названию для непросвещённых могла напоминать Никею. Истомлённые бесплодным ожиданием аудиенции, подгоняемые настойчивыми просьбами из Аримина о скорейшем роспуске Собора, делегаты 10 октября 359 г. подписали «датированную веру», теперь названную «никской», и были отпущены в Аримин. В Аримине лидеры поддерживаемой императором партии – Урсакий и Валент при содействии претора Тавра сумели убедить утомлённых семимесячным пребыванием в стенах одного города вдали от своей паствы западных епископов во главе с Осием Кордубским подписать никскую формулу.

 



 
PR-CY.ru