ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 8

Аномеи под руководством Марка Арефусийского объединили усилия и в преддверии будущего Собора составили четвёртую сирмийскую формулу, подписанную в присутствии императора 22 мая 359 г., известную также как «датированная вера», в которой якобы предлагался своего рода средний путь между крайним аномейством Аэция и омиусианством Анкирского епископа Василия, на самом же деле связывались руки омиусианам, т.к. вводился запрет на использование термина «сущность» и его дериватов и утверждалось лишь «подобие Сына Отцу во всём». Эта формула понравилась императору Констанцию, который приложил немало усилий к тому, чтобы добиться её признания всеми епископами. Урсакий и Валент отправились с этой формулой на Запад, в Аримин, где был созван Собор западных епископов. Однако его участники не смогли достичь согласия и разделились на две партии: никейцев, которые, несмотря на настойчивое требование императора, решительно отказались принять новую формулу и остались верными Никейскому Символу, и ариан. Партия никейцев, составлявшая на Соборе большинство, отлучила от церковного общения вождей арианской партии – Урсакия, Валента, Авксентия I Медиоланского, Герминия Сирмийского, Демофила Веррийского и Гаия. Обе партии отправили по десять делегатов к императору в Константинополь для убеждения его в своей правоте, в то время как остальные епископы остались ждать в Аримине ответа императора. 27 сентября 359 г. в Селевкии Исаврийской по указу императора открылся Собор восточных епископов. Иларий также прибыл на этот Собор и с большими почестями был принят в число его участников, после того как от лица галльских епископов исповедал никейскую веру, дав пояснения, исключающие подозрения восточных в савеллианском смысле учения о единосущии. По предположению Сульпиция Севера, появление Илария на Соборе произошло из-за недосмотра властей восточных провинций, которые следовали общему императорскому указанию отправить на Собор всех имевшихся там епископов. Исследователи предполагают также, что Иларий был допущен на Собор по настоянию Анкирского епископа Василия, который в то время пользовался большим влиянием и надеялся найти в лице Илария поддержку для своей партии. Иларий участвовал в соборных дискуссиях, но, как полагают исследователи, вёл себя весьма дипломатично и не показывал открыто, какой из партий Собора он симпатизирует, что, по-видимому, объясняется желанием Илария, оставаясь в тени, лучше ознакомиться с учением и образом действий различных партий. Кроме Сульпиция Севера, никто из современников Илария не сообщает о том, что он сыграл существенную роль на Селевкийском соборе, а Афанасий Великий в изложении истории Ариминского и Селевкийского соборов даже не упоминает Илария.

 



 
PR-CY.ru