ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 9

На первом же заседании Собора определилось соотношение трёх основных партий. Самую многочисленную составляли омиусиане, насчитывавшие 105 человек. По свидетельству Илария, многие из них благочестиво исповедовали, что Сын из Бога, т.е. из субстанции Бога, и что Он существовал всегда. Малочисленную группу составляли египетские епископы, твёрдо державшиеся никейской веры и учения о единосущии, за исключением Александрийского епископа Георгия Каппадокийца, солидарного с группой аномеев. Последняя состояла из 19 человек, которые высказывали крайние мнения: отрицали возможность рождения Сына от Бога и признавали Его сотворённым из ничего, а потому отвергали не только единосущие, но и подобие по сущности. На Соборе публично были зачитаны выдержки из проповеди Евдоксия Антиохийского (одного из лидеров умеренных ариан, «левого центра»), из которых следовало, что Бог не всегда был Отцом, потому что у Него не было Сына, что между Отцом и Сыном существует связь только по имени, а не по природе, что Сын не знает Отца и прочие богохульные мнения, вызвавшие, по выражению Илария, всеобщее негодование. Как и в случае с Ариминским собором, после первого заседания Селевкийский собор распался на партии, не желавшие объединяться. Омиусианские епископы собрались в одну группу и, при закрытых дверях прочтя антиохийскую формулу 341 г., одобрили её и утвердили подписями. В свою очередь, группа аномеев и присоединившихся к ним омиев во главе с Акакием Кесарийским составила новое исповедание веры, которое она объявила равнозначным четвёртой сирмийской формуле, где отвергались спорные богословские термины, но вместе с тем предавался анафеме и термин «неподобный» и утверждалось учение о том, что Сын подобен Отцу. На вопрос к одному из представителей аномейской партии, что они имеют в виду, когда, отрицая единосущие и подобосущие, осуждают вместе с тем и неподобие, Иларий услышал поразившее его нелепостью разъяснение, которое на следующем заседании Собора было подтверждено всей группой аномеев и акакиан: «Христос не подобен Богу, но подобен Отцу… ведь Христа можно мыслить неподобным Богу и подобным Отцу, поскольку Отец восхотел создать такую тварь, которая желала бы подобно Ему. Христос подобен Отцу в том смысле, что Он есть Сын, скорее, воли, чем Божества, и не подобен Богу в том смысле, что Он не Бог и рождён не от Бога, т.е. не из субстанции Бога». В ответ на это на следующий день омиусиане низложили главных лидеров аномеев и акакиан, в том числе Георгия Александрийского, Акакия Кесарийского, Евдоксия Антиохийского, Урания Тирского и некоторых др. Однако осуждённые отправились к императору и, принятые им с честью, постарались восстановить своё положение.

 



 
PR-CY.ru