ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 6

Будучи лишён права проповеди, Иларий в целях борьбы с арианством приступил к составлению большого сочинения о Святой Троице, которое должно было заменить его личную проповедь никейской веры. С этой же целью он писал многочисленные письма на Запад галльским епископам, но долгое время не получал от них ответа, что объяснялось не их изменой истине, как подозревал Иларий, а его удалённостью от них и неизвестностью его местопребывания. Летом 357 г. по указанию императора был созван Собор западных епископов в Сирмии, на котором была принята вторая сирмийская формула, подписанная, в частности, такими авторитетными западными епископами, как Осий Кордубский и епископ Олисипо (ныне Лиссабон) Потамий. В ней во главу угла ставилась идея единства Бога и запрещалось употребление спорных богословских терминов – «сущность», «единосущный» и «подобосущный», тем самым отворялась широкая дверь для арианства. Открытое выступление ариан на Сирмийском соборе побудило консервативные круги Востока, далёкие от арианства и не принимавшие Никейского Символа веры только по подозрению его в савеллианстве из-за термина «сущность» к отмежеванию от ариан. В конце 357 – начале 358 гг. Иларий получил долгожданное письмо от епископов Галлии и Британии, из которого узнал, что его опасения насчёт чистоты веры его галльских единомышленников были необоснованными. Епископы писали ему, что они не вступили в общение со своим митрополитом Сатурнином Арелатским и отвергли сирмийскую формулу в подписанном ими особом акте. Они также сообщали об угрозах Сатурнина, о насилии властей и всякого рода притеснениях, которым подвергаются защитники никейской веры. Власти старались насильственным путём принудить их к восстановлению общения с Сатурнином и принятию сирмийской формулы. Галльские епископы просили Илария уведомить их о том, как обстоят церковные дела на Востоке и каково его собственное мнение о происходящем. Получив это письмо, Иларий постарался дать ему самую широкую огласку, в результате чего восточные епископы, узнав об осуждении сирмийской формулы на Западе, со своей стороны также издали постановления против неё. На Пасху 358 г. состоялся Анкирский собор, на котором впервые оформилась омиусианская партия во главе с Василием Анкирским, Элевсием Кизическим и Георгием Лаодикийским, которые ясно сформулировали своё учение, направленное против аномеев и омиев. Мыслящие, по существу, вполне православно, омиусиане, тем не менее, отвергали термин «единосущный» как осуждённый Антиохийским собором 268 г. и содержащий опасность савеллианства. Они предложили термин «подобосущный». Выступление омиусианской партии дало Иларию надежду на то, что вокруг неё могут объединиться все здравомыслящие восточные епископы и что путём взаимных уступок с той и другой стороны возможно восстановление единства между ней и западными никейцами.

 



 
PR-CY.ru