ИЛАРИЙ Пиктавийский

ИЛАРИЙ Пиктавийский (около 315 – 367 гг.) – святитель (память в Западной церкви 13 января), епископ, богослов, отец и учитель церкви. Важнейшим источником биографических сведений об Иларии служат его сочинения, а также упоминания современников и позднейших западных церковных писателей: Иеронима Стридонского (глава 100 каталога «О знаменитых мужах», «Хроника» и др. сочинения), Августина Блаженного («О христианском учении», «О Троице» и др. сочинения), Сульпиция Севера («Хроники», «Жизнь св. Мартина»), Иоанна Кассиана Римлянина («О воплощении»), Викентия Леринского («Памятные записки»), Гермианского епископа Факунда («В защиту Трёх Глав», «Против Мокиана»), Кассиодора («Наставления в науках божественных и светских»), Алкуина («Поэмы», «Против Феликса») и др. Сохранилось древнее Житие Илария, написанное Венанцием Фортунатом – западным церковным писателем и поэтом (VI в.; впоследствии епископ Пиктавийский). Ему также принадлежит похвала Иларию, помещённая им в «Житии св. Мартина». Достоверные сведения о начальном периоде жизни Илария до 355 г. крайне скудные. Из сообщения Иеронима Стридонского исследователям известно, что Иларий был галлом по происхождению и родился в Аквитании, в городе Пиктавий. Год его рождения точно неизвестен; на основании довольно туманного свидетельства самого Илария, что к 359–360 гг. он ещё не был стар, как правило, исследователи его рождение относят к 310–320 гг., т.е. предположительно к 315 г. Согласно позднему Житию, Иларий принадлежал к одной из самых богатых и знатных галльских фамилий, которая в то время уже приняла христианство. Однако последнее обстоятельство противоречит свидетельствам самого Илария, что он родился в языческой семье и только в зрелом возрасте после долгих поисков истины и знакомства со Священным Писанием сознательно принял христианство. Вместе с тем некоторые учёные предлагали видеть в словах Илария не столько автобиографическое свидетельство, сколько «литературный приём для более живого изображения пути, который, по мнению автора, наилучшим образом приводит мысль человеческую к признанию христианского учения» или «стилизованный рассказ, составленный по риторическому образцу “исповеди”». Однако это предположение нисколько не противоречит тому, что в основе рассказа Илария лежит реально пережитый им опыт религиозного обращения; тем более что в других местах трактата «О Троице» и в других сочинениях Илария содержатся ясные указания на его языческое прошлое, о чём было хорошо известно его современникам, ставившим Илария в один ряд с христианскими писателями, которые обратились в христианство из язычества. Как сын богатых родителей Иларий получил хорошее светское литературно-риторическое образование в родном городе или, что более вероятно, в Бурдигале (ныне Бордо).

 



 
PR-CY.ru