ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 20

По глубине содержания и полноте охвата трактат представляет собой новый этап в развитии латинской догматической литературы; он оказал существенное влияние не только на современных Иларию антиарианских полемистов, но и на последующие поколения латинских богословов. Историко-полемические. Под названием «Ad Constantium Augustum liber primus» («Первая книга к августу Констанцию») долгое время объединялись два различных текста, по мнению исследователей, принадлежавшие к собранию историко-полемических документов, известному как «Opus historicum». Первый текст (главы 1–4) представляет собой послание западных епископов, участвовавших в Сардикийском соборе 343 г., адресованное императору Констанцию; они просят императора положить конец преследованиям тех епископов, которые поддерживают Никейский Символ, и вернуть их из ссылки на свои кафедры. Второй текст (главы 5–8) является фрагментом послания Илария к тому же императору; Иларий упоминает о незаконных методах, с помощью которых на Медиоланском соборе 355 г. было подтверждено осуждение Афанасия Великого, а поддерживающие его западные епископы (Евсевий Верцелльский и др.) были отправлены в ссылку. Это послание написано Иларием в 356 г. непосредственно после указанных событий и до его ссылки во Фригию. «Liber de Synodis seu de fide Orientalium» («Книга о Соборах, или О вере Восточных»), написана в конце 358 – начале 359 гг. по просьбе галльских епископов, в качестве адресата (особенно в последних главах) также имеются в виду восточные омиусиане. Название «De Synodis» приводится Иеронимом Стридонским; сам Иларий называл сочинение «litterae» («послание»); вторая часть названия: «Seu de fide Orientalium», как полагают исследователи, была добавлена впоследствии для более точного обозначения содержания. Книга состоит из двух частей. В первой части (главы 1–65) после небольшого вступления, в котором говорится о поводе и цели написания книги, Иларий берёт в качестве отправной точки вторую сирмийскую формулу 357 г. (главы 10–11) и исследует различные изложения веры, составленные на восточных Соборах в 341–358 гг.: Анкирском 358 г. (главы 12–28, с анафематизмами), Антиохийском 341 г. (главы 29–33), Сардикийском 347 г. (главы 34–37), Сирмийском 351 г. (главы 38–61), которые западные епископы, не разбираясь в греческой богословской терминологии, в целом считали арианскими. При этом Иларий, открыто осуждая как арианскую лишь вторую сирмийскую формулу, стремится показать возможность совместить с догматическими взглядами, доминирующими у западных епископов, остальные восточные вероучительные формулы, которые ему представляются, по своей сути, православными. Во второй части (главы 66–92) Иларий сопоставляет учение о «подобосущии» с учением о «единосущии» Отца и Сына и истолковывает первое в смысле «равенства по природе» («aequalitas naturae», глава 76).

 



 
PR-CY.ru