ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 18

Таким образом, смерть Илария приходится на вторую половину 367 г., наиболее вероятным днём кончины Илария исследователи считают 1 ноября (по мнению некоторых современных исследователей). Дата – 13 января (память в католической церкви), по мнению исследователей, является воспоминанием погребения Илария (Depositio sancti Hilarii). За святость жизни, чистоту веры и защиту православия против арианства Иларий удостоился титула «западного Афанасия»; в 1851 г. папой Пием IX был провозглашён «учителем Церкви». Творения Илария исследователи разделяют на четыре группы: догматические, историко-полемические, экзегетические и гимны. Догматические представлены главным трудом Илария – трактатом «De Trinitate» («О Троице»), написанным в несколько этапов во время ссылки во Фригию в 356–360 гг. Название «De Trinitate», отсутствующее в древнейших рукописях, засвидетельствовано в источниках не раньше VI в.; в более ранних источниках встречаются другие названия: «Adversus Arianos» («Против ариан») и «De fide» («О вере»). Последнее название одни исследователи считали аутентичным, другие относили его лишь к первой редакции трактата, охватывающей первые три книги, в то время как название «Adversus Arianos» связывали с последующими девятью книгами; однако при недостаточности свидетельств единственно верным исследователям представляется предположение, что сам Иларий не дал никакого названия сочинению. В последнее время была выдвинута гипотеза, что сначала, ещё до ссылки, т.е. в 355–356 гг., были написаны вторая – третья книги под названием «De fide»; в 357–358 гг. к ним добавлены четвёртая – шестая книги под названием «Adversus Arianos»; в 358 г. после знакомства с доктриной омиусиан Иларий решил изменить план сочинения и написал вводную книгу первую1, а также предисловия и отдельные дополнения и изменения к остальным книгам; в 358–360 гг. написал заключительные книги седьмую – двенадцатую, объединив их с остальными и таким образом завершив фундаментальный догматический труд, известный как «De Trinitate». Трактат является пространным изложением православного учения о божестве Христа и Его единосущии с Богом Отцом в полемике против ариан (а также косвенно против учения Савеллия, Маркелла, Фотина и некоторых других тринитарных и христологических ересей). Полемика ведётся, главным образом, с Арием (письмо Ария Александру Александрийскому цитируется в трактате дважды); учение «новых ариан» (аномеев), с которым Иларий познакомился только на Селевкийском соборе 359 г., остаётся вне поля зрения автора. В окончательной редакции трактат состоит из 12 книг. Книга 1 служит общим введением ко всему труду, где в главах 1–19 в форме рассказа об обращении к истинной вере говорится о высоте христианского учения о Триедином Боге, соответствии этого учения глубинным запросам человеческого духа и указываются границы человеческого богопознания.

 



 
PR-CY.ru