ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 13

Исследователям неизвестно, дошло ли его послание до императора Констанция, однако в январе 360 г. он получил отказ в личной аудиенции и в публичном диспуте относительно того, как следует мыслить о Сыне Божьем по Священному Писанию. Исследователи полагают, что его длительное присутствие в Константинополе и связи с омиусианами вызвали большие опасения у Сатурнина Арелатского и других придворных арианских епископов, которые, по сообщению Сульпиция Севера, убедили императора отдать приказ о возвращении Илария обратно в Галлию как «сеятеля раздора и возмутителя Востока» («quasi discordiae seminarium et perturbator Orientis»). Это было сделано «без помилования от ссылки» («absque exsilii indulgentia»), т.е., по мнению исследователей, Иларий был отправлен на родину с предписанием никуда не выезжать. По другой версии Сульпиция Севера, император дал Иларию позволение вернуться в Галлию потому, что раскаялся («sancto Hilario comperisset regis poenitentia potestatem indultam fuisse redeundi»). Многие современные исследователи подвергают сомнению правильность этих сообщений. Одни полагают, что истинная причина удаления Илария из Константинополя заключалась в том, что после подчинения воле императора всех непокорных епископов как на Западе, так и на Востоке и подписания ими новой вероучительной формулы Иларий больше не представлял опасности для императора и его арианского окружения и поэтому был просто отправлен на родину. Другие, наоборот, указывают, что Иларий, увенчанный ореолом стойкого исповедника и неустрашимого борца за православную веру, на Западе мог оказаться ещё более опасен для униональной политики императора, чем на Востоке. Однако виновники ссылки Илария, в первую очередь, Сатурнин Арелатский, после победы над православными в Аримине и временного триумфа арианства по всей империи были уверены в способности подавить любое сопротивление со стороны Илария. Более вероятной исследователям представляется гипотеза о том, что Иларий, воспользовавшись сложившейся ситуацией, бежал из Константинополя по собственной инициативе без разрешения императора, на что он сам намекает в сочинении «Против Констанция»: «Я имел полное право бежать в правление Нерона (т.е. Констанция)». Однако истинные причины и обстоятельства отъезда Илария из Константинополя остаются исследователям неизвестными. Окончательно убедившись, что главным виновником торжества арианства является император, Иларий решил больше не хранить молчание, но разоблачить лживую религиозную политику императора Констанция в резком памфлете, получившем название «Liber contra Constantium imperatorem» («Книга против императора Констанция»), который он адресовал галльским епископам.

 



 
PR-CY.ru