ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 16

На этом Соборе был нанесён решительный удар арианству в Галлии и низложен один из главных вождей ариан – митрополит Галлии епископ Сатурнин Арелатский. Наказание постигло его не только за ересь, но и за другие преступления, в которых он был уличён, в том числе, возможно, за ложный донос на Илария. Вместе с ним был низложен епископ Патерн из Петрокорики (ныне Перигё), также не пожелавший отречься от ариминской формулы. Епископы, отказавшиеся от неё, были приняты в общение. В этом была большая заслуга Илария, хотя приписывать ему одному освобождение всей Галлии «от еретического бедствия» («unius Hilarii beneficio Gallias nostras piaculo haeresis liberatas») исследователи не могут, во-первых, потому, что Запад в действительности никогда не был до конца арианским, и, во-вторых, потому, что не меньшая заслуга в этом принадлежала другим западным исповедникам – Фивадию Агинскому и Евсевию Верцелльскому. В правление императора Юлиана Отступника в 362–363 гг. Иларий защищал Галльскую церковь от насилия со стороны Диоскора – викария префекта Саллюстия, который поддерживал императорскую политику возрождения языческих культов (по другой гипотезе, упоминаемое Иеронимом Стридонским не сохранившееся послание Илария «Ad praefectum Sallustium sive contra Dioscorum» («К префекту Саллюстию, или Против Диоскора») было направлено против некоего врача Диоскора, учившего о чудодейственной силе языческих песнопений). После смерти императора Юлиана, в правление императора Валентиниана I (364–375 гг.) Иларий продолжил борьбу с арианством уже за пределами Галлии. Медиоланскую кафедру занимал арианин из омиев Авксентий, ранее отлучённый на Парижском соборе, но пользовавшийся расположением и поддержкой нового императора, резиденция которого размещалась в Медиолане. Зимой 364/365 г. Иларий решился разоблачить Авксентия в глазах императора и доказать ему, что Медиоланский епископ верует иначе, чем император и вся церковь. Император Валентиниан назначил публичное состязание между Иларием и Авксентием при участии двух императорских чиновников и десяти епископов, в числе которых находился вернувшийся из ссылки Евсевий Верцелльский. Диспут Авксентий начал с того, что Илария не следует слушать, т.к., по его словам, Иларий был лишён епископского сана Сатурнином Арелатским. Однако после успешной защиты Илария от клеветы было решено вернуться к вероучительным вопросам, в результате чего Авксентий был вынужден исповедовать Христа истинным Богом, единым по божеству и сущности с Богом Отцом. Не удовлетворившись этим, Иларий потребовал от него письменного изложения веры. Авксентий попытался ограничиться неясной формулой, из которой можно было заключить, что Христос – это или истинный Сын, или истинный Бог.

 



 
PR-CY.ru