ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 12

В конце 359 г. Иларий, ища возможности оправдаться от ложных обвинений, выдвинутых против него Сатурнином Арелатским, которые привели к его ссылке, обратился к императору с просьбой о личной аудиенции. Текст этого обращения сохранился под названием «Вторая книга к императору Констанцию». Доводя до сведения императора обстоятельства, ставшие причиной его ссылки, Иларий для полного оправдания себя указывал, что готов доказать свою невиновность в личном диспуте с Сатурнином Арелатским, который в это время находился в столице. Исходя из запрета на все спорные богословские термины, связанные с термином «сущность», как небиблейские, Иларий предлагал императору выслушать изложение истинной веры церкви «не из новых бумажонок («de novis chartulis»), а из Божественных книг («de Dei libris»)». Зная, что многие западные епископы были введены в заблуждение в Аримине ложным заявлением, будто объединение с Востоком невозможно без устранения небиблейских богословских терминов, и не видели скрытого в новой согласительной формуле арианства, Иларий решил разоблачить интриги, имевшие место на Селевкийском и Ариминском соборах, и написать сочинение против главных виновников обмана – Урсакия и Валента. В ночь на 1 января 360 г. в Константинополе под давлением императора, стремившегося начать юбилейный, десятый год своего правления с провозглашения церковного мира, аримино-никская омийная формула была подписана всеми делегатами Селевкийского и Ариминского соборов. Омиусианские делегаты, на которых Иларий возлагал столько надежд, малодушно отказались от своего главного термина «единосущный» и приняли омийную формулу. По свидетельству Илария, император Констанций принудил епископов подписаться под угрозой ссылки. В январе – феврале того же года, после Константинопольского собора, провозгласившего анафему всем ересям, противным новой константинопольской, т.е. аримино-никской, вере, против лидеров омиусиан были выдвинуты канонические обвинения, в результате чего многие из них, в том числе Македоний Константинопольский и Василий Анкирский, были отправлены в изгнание, на их кафедры назначены арианские епископы. Однако, удаляясь в ссылку, они отозвали свои подписи и снова могли проповедовать «подобосущие» Отца и Сына. Таким образом, в результате Селевкийского и Ариминского соборов немногочисленная партия омиев (акакиан и евсевиан) восторжествовала над большинством делегатов обоих Соборов. Хотя Иларий не подписывал омийных формул, он не испытал на себе каких-либо репрессий со стороны властей.

 



 
PR-CY.ru