ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 14

В сочинении Иларий намеревался подробно описать гонения императора Констанция на церковь Христову, которые, по его мнению, были хуже преследований Нерона и Деция; он хотел открыто рассказать о насилиях, производимых императорскими чиновниками в Александрии, Треверах (ныне Трир), Медиолане, Риме, Толозе и других городах империи, и, подобно Афанасию Великому, изложить истинную историю Ариминского и Селевкийского соборов, которые завершились благодаря императору торжеством меньшинства над большинством. Это сочинение Иларий начал писать ещё до отъезда из Константинополя, но закончил уже после возвращения в Галлию; однако, поскольку он не скупился на резкие выражения в адрес императора, которого открыто назвал антихристом, что могло послужить основанием для привлечения автора к судебной ответственности по обвинению в оскорблении величества, целиком сочинение было опубликовано не раньше декабря 361 г., после смерти императора Констанция. Исследователям точно неизвестно, когда и как Иларий покинул Константинополь и отправился в Галлию. Они полагают, что, скорее всего, избрал для возвращения морской путь; если учесть, что навигация по Средиземному морю не осуществлялась в зимнее время, то Иларий отплыл из Константинополя не раньше весны 360 г. Как сообщает Сульпиций Север, по пути Иларий решил посетить Рим, как полагают исследователи, для встречи с вернувшимся из ссылки за два года до этого Либерием, чтобы рассказать ему правду о торжестве омиев над остальными партиями на Востоке и выяснить его вероучительную позицию, а также, возможно, чтобы подать апелляцию о восстановлении его на Пиктавийской кафедре. В начале лета 360 г. Иларий отправился в Толозу, а оттуда – в Пиктавий, куда прибыл, по мнению исследователей,  в конце 360 – начале 361 гг. (был встречен народом с большим ликованием). В начале 360 г. в Галлии войска провозгласили августом кесаря Юлиана, который начал военно-политическую борьбу с императором Констанцием и объявил политику религиозной свободы. Это обстоятельство дало галльским епископам возможность начать активные действия по восстановлению православия. Они с большим воодушевлением встретили Илария как «победителя, возвратившегося с битвы (за веру)», который привёз послание омиусианских делегатов Селевкийского собора и собственное воззвание. Сульпиций Север сообщает о множестве Соборов, проведённых в то время в Галлии для устранения последствий Ариминского собора и восстановления православия. Однако сохранились достоверные сведения лишь о Парижском соборе, состоявшемся в конце 360 – начале 361 гг., в котором, возможно, принимал участие Иларий (впрочем, факт его присутствия документально не засвидетельствован; в тексте послания галльских епископов об Иларии говорится в третьем лице).

 



 
PR-CY.ru