ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 15

На Соборе галльские епископы вынесли те самые постановления, о которых их просили восточные епископы, и направили им по этому поводу специальное послание. Из этого послания, адресованного «возлюбленнейшим и блаженнейшим сосвященникам, всем восточным епископам, по различным провинциям пребывающим во Христе», видно, что постановления Собора были приняты на основе писем омиусиан, направленных в Галлию через Илария, послания самого Илария, а также трактата Фивадия Агинского «Contra Arianos» («Против ариан»), который, вероятно, был редактором соборного послания. Узнав из писем восточных епископов о том, как весь христианский мир, разделённый на два Собора, был обманут, отцы Парижского собора заявляли, что на Ариминском соборе они отказались от употребления термина «сущность» только потому, что их уверили, будто бы восточные ставят это необходимым условием объединения с Западом. Но теперь, узнав об этом обмане, они отказываются от подписанной ими под давлением ариминской формулы и твёрдо хранят верность термину «единосущный», введённому на Никейском соборе против ариан, поясняя, что понимают его в смысле истинного и подлинного рождения Единородного Сына от Бога Отца, отвергая Их савеллианское отождествление (unio) и не признавая Сына некоторой частью Отца. Следуя примеру восточных омиусиан и Илария, отцы Парижского собора отлучили от церкви арианствующих епископов (Авксентия, Урсакия, Валента, Гаия, Мегасия и Иустина) и разорвали общение с епископами, которые заняли кафедры изгнанных после Константинопольского собора, а также пригрозили отлучением тем галльским епископам, которые откажутся принять изложенные постановления Собора. Таким образом, на Парижском соборе галльские епископы сделали для восстановления общения с православными Востока всё, что советовал им Иларий, пользовавшийся большим влиянием на Западе. В «Хронике» под 360 г. Иероним Стридонский пишет, что «Галлия благодаря Иларию осуждает обманы ариминского вероломства», а Сульпиций Север добавляет к этому, что под влиянием Илария на одном из галльских Соборов было принято постановление, согласно которому епископы, подписавшие ариминскую формулу, принимались в общение без дисциплинарных взысканий, если отрекались от неё и возвращались к исповеданию никейской веры; так что принесли покаяние почти все епископы, подписавшие ариминскую формулу, в результате чего Иларий «вернул церковную веру в изначальное состояние» («in statum pristinum ecclesiarum fidem reformat»). Сульпиций Север сообщает подробности о другом Соборе, который проходил, скорее всего, в Бетеррах после смерти императора Констанция 3 ноября 361 г. и вступления на престол императора Юлиана Отступника.

 



 
PR-CY.ru