ИЛАРИЙ Пиктавийский - Страница 19

В главах 20–36 излагается подробный план всего сочинения, которое разделяется на три части. В первой части (книги 2–3) в общей форме раскрывается вопрос об отношениях между Богом Отцом и Сыном и о божестве Сына, ставший главным предметом арианских споров. В книге 2, исходя из крещальной формулы, утверждается вечность Божественного Рождения Сына. В книге 3 на основе евангельского текста (Ин. 10:38) доказывается единство Сына с Отцом по сущности и указывается неспособность мирской мудрости постичь тайну этого единства. Вторая часть (книги 4–7), лишь поверхностно связанная с первой, посвящена изложению православного учения о божестве Сына и опровержению учения Ария, изложенного в послании к Александру Александрийскому. В книге 4 на основе множества ветхозаветных текстов доказывается существование Сына наряду с Богом Отцом, в книге 5 на тех же основаниях показывается, что Сын есть такой же истинный Бог, как и Отец, и что это не противоречит монотеизму. В книге 6 доказывается истинное божество Сына на основе многочисленных новозаветных текстов. В книге 7 говорится о равенстве Сына с Отцом по имени, природе, власти и славе. Внутри этого связного изложения не совсем логично выглядят повторение текста послания Ария и его краткое опровержение (книга 6, главы 1–23). В третьей части (книги 8–12) Иларий опровергает основные возражения ариан против православного учения о единосущии Отца и Сына. Книга 8 посвящена доказательству единства Отца и Сына по сущности, а не по воле. В следующих трёх книгах содержится православное толкование новозаветных текстов, которые использовали ариане для доказательства низшей природы Сына. В книге 9 рассматриваются евангельские тексты (Лк. 18:19; Ин. 5:19; 14:28; 17:3; Мф. 24:36; и др.), в которых Христос говорит о Своей подчинённости Отцу, и истолковываются в икономическом смысле. В книге 10 рассматриваются Гефсиманское борение, крестные страдания и смерть Христа, в которых ариане видели указание на несовершенство природы Сына; Иларий объясняет их на основании различения между бесстрастным божеством Сына и воспринятым Им человечеством. В книге 11 истолковывается подчинение воскресшего Христа Отцу (Ин. 20:17; 1 Кор. 15:28). В книге 12 приводится православное толкование ключевого для ариан текста, по их мнению указывающего на тварность Сына (Притч. 8:22), в связи с чем обосновывается отличие вечного рождения Сына от творения, происходящего во времени. В последних главах (55–57), представляющих своего рода добавление, не имеющее непосредственного отношения к предыдущему содержанию, доказывается божество Святого Духа против пневматомахов. Заканчивается трактат молитвой к Богу о сохранении истинной веры (глава 57). При написании трактата Иларий использовал как западные, так и восточные источники: труды Иринея Лионского, Тертуллиана, Новациана, Афанасия Великого, Евсевия Эмесского, Василия Анкирского и др.

 



 
PR-CY.ru