ИМЯ БОЖИЕ - Страница 20

Подробный анализ обеих теорий содержится, в частности, в платоновском диалоге «Кратил», в котором субъективистский взгляд на имена выражен Гермогеном, а естественная теория развивается Кратилом. Согласно Гермогену, «какое имя кто чему-либо установит, такое и будет правильным... Ни одно имя никому не врождено от природы, оно зависит от закона и обычая тех, кто привык что-либо так называть». Кратил, напротив, настаивает на том, что, «кто знает имена, тот знает и предметы». По мнению Кратила, некая высшая сверхчеловеческая сила «установила вещам первые имена, так что они непременно должны быть правильными». Если Платон явно склонялся к естественной теории происхождения имён, то Аристотель, напротив, придерживался субъективистской позиции. В трактате «Об истолковании» он утверждал, что все имена имеют человеческое происхождение: они являются результатом называния, имеют значение в силу соглашения, поскольку не существует никакого имени от природы. Не заявляя прямо о своей приверженности тому или иному учению, Ориген всё же явно был расположен признавать связь между именем и вещью. По его мнению, «природа имён отнюдь не сводится, как считает Аристотель, к человеческим установлениям», потому что и сами языки не человеческого происхождения. Подтверждение этому Ориген видел в магическом искусстве: он утверждал, что заклинательная формула, произнесённая «на отечественном языке», производит определённое действие, тогда как «переведённая на всякий другой язык она уже не производит никакого действия и оказывается совершенно бессильной», из чего делается вывод, что «не в самих предметах, обозначаемых именами, а в свойствах и особенностях звуков заключается та внутренняя сила, которая производит то или иное действие». Имя Иисуса Ориген относит к тому роду имён, который имеет «таинственное значение»: это имя, по его мнению, было «очевидным орудием изгнания многих демонов из душ и тел». К этому же роду имён он относит имена ангелов Божьих. В силу тесной связи между именем и обозначаемым им предметом вовсе не безразлично, считал Ориген, каким именем называть Бога. Христиане, скорее, согласятся претерпеть любые мучения, чем назвать Зевса именем Бог, так же как и Бога они не будут называть именем Амон или Папей. Назвать языческое божество Богом – значит признать его божественное достоинство, так же как назвать истинного Бога именем языческого божества – значит низвести Его в разряд идолов. Ориген считал, что Бога можно называть только теми именами, которые употребляли Моисей, пророки и Сам Господь Иисус Христос, т.е. именами, содержащимися в Священном Писании. По мнению Оригена, «имена Саваоф, Адонай и прочие, которые еврейское предание хранит с большим уважением, имеют в своём основании не случайные и тварные вещи, но некоторое таинственное богословие, возводящее (дух человека) к Творцу вселенной. Вот почему эти имена, если они изрекаются в надлежащем и свойственном им порядке и последовательности, и имеют особенную силу».

 



 
PR-CY.ru