ИМЯ БОЖИЕ - Страница 19

В сочинениях Оригена богословие имени получает дальнейшее развитие. Некоторые темы, обсуждаемые им и связанные с богословием имени, рассматривались уже мужами апостольскими. К числу таких тем относится, в частности, тема имени Иисус применительно к Иисусу Навину. В «Беседах на Книгу Иисуса Навина» (сохранились только в латинском переводе) Ориген подчёркивал, что имя Иисус, являющееся именем «выше всякого имени», не было дано никому из ветхозаветных праведников: ни Авелю, ни Ною, ни Аврааму, ни Исааку, ни Иакову, ни Моисею. Первым, кто получил это имя, был Осия, сын Навин. Значимость Книги Иисуса Навина, по мнению Оригена, заключается в том, что она «не столько показывает сына Навина, сколько изображает таинства Господа нашего Иисуса Христа». Весь цикл бесед Оригена посвящён развитию типологического сопоставления между Иисусом Навином и Иисусом Христом, при этом используется, как и у Иустина, аллегорический метод истолкования библейского текста. В «Беседах на Песнь Песней» Ориген аллегорически толковал слова «имя твоё – как разлитое миро» (Песн. 1:2) применительно к имени Иисуса Христа. Подобно миру, разлитому и распространяющему благоухание, имя Христа разлито во всей вселенной: «По всей земле Христос именуем, во всём мире проповедуем Господь». Ориген был одним из первых христианских авторов, который рассматривал тему имени не только в контексте библейского богословия, но и исходил из античных представлений о природе имени. В трактатах «Против Цельса» и «Увещание к мученичеству» тема имени рассматривалась в апологетическом ключе. Ориген здесь полемизировал с мнением о том, что «имена даны предметам произвольно и не имеют внутренней связи с их существом», и что совершенно безразлично, называть ли Бога, сущего над всеми, еврейскими именами Адонай и Саваоф, либо греческим именем Зевс, либо египетским Амон, либо скифским Папей, либо каким-либо другим именем. Опровергая это мнение и указывая на то, что «об именах идёт издревле глубокомысленный спор», Ориген обращался к античным теориям имён. В греческой философии существовало множество теорий происхождения имён. Их исследователи сводят к двум противоположным, условно называемым субъективистской и естественной (классификация Алексея Фёдоровича Лосева в примечаниях к диалогам Платона). Согласно первой теории, все имена условны, их значение зависит исключительно от произвола людей, договаривающихся о том, что та или иная вещь будет называться тем или иным именем; имена являются следствием «наложения» тех или иных обозначений на предметы; имена – лишь звуковые знаки, обретающие смысл в силу ассоциации и обычая. Согласно второй теории, имена происходят от природы и выражают сущность обозначаемых ими предметов.

 



 
PR-CY.ru