ИМЯ БОЖИЕ - Страница 18

Символический смысл Иустин видел и в имени Иисус применительно к тому сыну Иоседекову, который упомянут в Книге пророка Аггея. Все эти типологические построения являются составной частью учения Иустина об имени Иисуса как обладающем чудотворной силой. Это учение стало продолжением того понимания имени Иисуса, которое характерно для Нового Завета. По словам Иустина, всякий демон «побеждается и покоряется чрез заклинание именем этого Самого Сына Божия». Другая новозаветная тема (страдания за имя Иисуса Христа) также была развита у Иустина Философа: «Можно видеть людей из всякого народа, которые за имя Иисуса решались и решаются претерпеть всё, чтобы не отречься от Него... Если и демоны повинуются имени Его, и все начальства и царства трепещут имени Его, более всех умерших, то неужели во время славного Своего пришествия Он не поразит всех ненавидящих Его и несправедливо отступивших от Него, а Своих последователей не успокоит и не даст им все ожидаемые блага?». Имя Иисуса Христа, по учению Иустина, является источником благодатных дарований. Те люди, которые «ежедневно делаются учениками во имя Христа», получают дары по достоинству, «просвещаясь чрез имя этого Христа»: «один получает дух разума, другой света, третий силы, иной врачевания, иной предведения, иной учения, а иной страха Божия». Имя Иисуса, согласно Иустину, стоит в центре всей литургической жизни христианской церкви. Именем Иисуса христиане получают очищение от грехов в таинстве крещения; во имя Иисуса они совершают таинство евхаристии и молитвы; от имени Иисуса они называются христианами. В «Разговоре с Трифоном», адресованном иудеям, Иустин не говорил подробно о крещении, однако в первой «Апологии», адресованной эллинам-язычникам, этой теме уделено большое внимание. В главе, посвящённой крещению, Иустин развивал учение об имени Божьем. Согласно Иустину, приходящие к крещению «омываются водою во имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго». При этом произнесение имени Бога Отца не означает того, что «имя неизречённого Бога» известно христианам; сущность этого имени остаётся неизвестной, произносятся лишь те имена, которые открыты в Священном Писании: «Чтобы нам не оставаться чадами необходимости и неведения, но чадами свободы и знания, получить нам отпущение прежних грехов, – в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно имя произносит тот, кто ведёт приемлющего омовение к купели, потому что никто не может сказать имя неизречённого Бога; если же кто и осмелился бы высказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие. А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, Который чрез пророков предвозвестил всё относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый».

 



 
PR-CY.ru