ИМЯ БОЖИЕ - Страница 52

Выводы, к которым приходили сторонники и противники имяславия на основе текстов Иоанна Кронштадтского, были противоположными, хотя, как правило, рассматривались одни и те же тексты. Почитание имени Божия занимает важное место в православном богослужении. На всех богослужениях в течение всего года, за исключением пасхальной седмицы, читаются или поются псалмы. Поскольку Псалтирь занимает центральное место в православном богослужении, ветхозаветный культ имени Божия полностью вошёл в него, став его неотъемлемой частью. Такие выражения, как «имя Божие», «имя Господне», «имя Твоё», постоянно встречаются в богослужебных текстах. Во многих случаях выражение «имя Божие» является синонимом слова «Бог» и под поклонением имени Божию понимается поклонение Богу. В чинопоследовании таинств и обрядов православной церкви постоянно упоминается имя Божье, которому приписывается чудотворная сила и воздаётся поклонение. Если во всех церковных молитвах имя Божье предстаёт как объект поклонения, то в чинопоследованиях таинств особенно подчёркивается чудодейственная сила имени Божия. «Именем Господа Иисуса Христа» запечатлевается готовящийся ко святому крещению, «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» он крещается, «именем Господа Иисуса Христа и Духом Божиим» омывается; «именем Божиим» освящается вода в таинстве крещения и елей в таинстве Елеосвящения; «о имени Божием» совершается монашеский постриг. Произнесение имени Божия сопровождает всякое тайнодействие и является его неотъемлемой частью. Некоторые богослужебные тексты содержат пространные списки имени Божия, произносимых одно за другим, в непрерывной последовательности. В православном богослужении, а также во внебогослужебных текстах, употребляемых верующими на молитве, нашло отражение почитание имени Иисуса Христа. Один из наиболее распространённых акафистов, акафист Иисусу Сладчайшему (появился не позднее XIII в.), посвящён похвале пречистому имени Иисуса. Содержание акафиста свидетельствует о том, что он возник в монашеской среде и был предназначен для келейного употребления. Припев всех икосов акафиста («Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя») не что иное, как краткая форма Иисусовой молитвы; в самом тексте встречаются и другие сокращённые её формы. В акафисте нашла отражение духовная практика исихазма, в которой молитвенное призывание имени Иисуса занимает основное место. Призывание имени Иисуса мыслится как способное оказать спасительное воздействие на всё естество человека, включая его ум, душу, сердце и тело, – в этом акафист близок основным установкам исихазма. Молитвенно-умилительный тон акафиста также соответствует исихастскому умонастроению. Наконец, эпитеты, прилагаемые к имени Иисуса («пречудный», «пресладкий», «прелюбимый», «претихий» и др.), отражают то многообразное содержание, которое вкладывается молящимся в имя Иисуса при непрестанном его произнесении и могут восприниматься как богословский комментарий к исихастской практике умной молитвы.



 
PR-CY.ru