ИМЯ БОЖИЕ - Страница 16

Значение имени Сына Божия, по мнению Иустина, тоже неизвестно: «Отцу всего, нерождённому, нет определённого имени. Ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше Себя, который дал Ему имя. Что же касается слов Отец, Бог, Творец, Господь и Владыка – это не имена, но названия, взятые от благодеяний и дел Его. И Сын Его, Который один только называется собственно Сыном, Слово, прежде тварей сущее с Ним и рождаемое от Него, когда в начале Он всё создал и устроил, – хотя и называется Христом, потому что помазан и потому что через Него Бог устроил всё, но и это самое имя содержит неизвестное значение, так же как и наименование Бог не есть имя, но мысль, всаждённая в человеческую природу, о чём-то неизъяснимом. Но Иисус имеет имя и значение человека, Спасителя; ибо Он и сделался человеком... и родился по воле Бога и Отца». О неименуемости Бога в связи с библейским именем Божьим Сущий говорится в приписывавшемся Иустину сочинении «Увещание к эллинам». Развивая здесь мысль о зависимости Платона от Моисея, автор писал: «(Платон) узнал в Египте, что Бог, посылая Моисея к евреям, сказал ему: «Я есмь Сущий», из чего Платон понял, что Бог сказал пророку не собственное Своё имя. Действительно, Бога нельзя назвать никаким собственным именем. Ибо имена существуют для обозначения и различения предметов при их множестве и разнообразии, но никого прежде не было, кто бы дал Богу имя, и Он не имел нужды давать Самому Себе имя, будучи только один, как Он Сам свидетельствует через пророков Своих, говоря: «Я Бог первый и последний и кроме Меня нет другого Бога». Поэтому... Бог, посылая Моисея к евреям, не упоминает ни о каком имени Своём, но таинственно обозначает Себя посредством причастия (Сущий) и тем самым даёт знать, что Он есть един. «Я – Сущий», – говорит Он, противопоставляя Себя, как Сущий, тем, которые не существуют, дабы прежде заблуждавшиеся познали, что они были привязаны не к сущим, а к тем, которые не существуют». В этих отрывках намечены основные аспекты раскрытия темы имени Божия в восточно-христианской патристической традиции. Утверждается, во-первых, что Бог неименуем; во-вторых, что все имени Божьи заимствованы от Его благодеяний и имеют относительный характер; в-третьих, что имя Иисус указывает на Христа как на Человека и Спасителя. В «Разговоре с Трифоном иудеем» Иустин предлагал толкование имени Иисус применительно к различным лицам в Ветхом Завете. Основное внимание он уделил рассказу из книги Числа о переименовании Осии, сына Навина, в Иисуса (Числ. 13:17). В еврейском языке разница между этими двумя именами состоит в добавлении к имени Осии первой буквы имени Яхве, что придаёт новому имени теофорный характер; меняется также значение имени: если Осия означает «спасённый», то Иисус (в той форме, в какой это имя употреблено в кнге Числа) означает «спасение Яхве».

 



 
PR-CY.ru