ИМЯ БОЖИЕ - Страница 15

Если в Ветхом Завете хула против имени Божия каралась смертью, то в «Апокалипсисе» говорится о «второй», или окончательной, смерти хулящих имя Божие и не записанных в книгу жизни (Откр. 20:13–15). Если в Ветхом Завете Бог открывается как Яхве (Сущий), а в Новом Завете – как Иисус (Яхве спасает), то в «Апокалипсисе» говорится о «новом имени» Агнца (Откр. 3:12), которое не знает никто, кроме Самого Агнца (Откр. 19:12). В святоотеческой традиции исследователи различают три самостоятельные темы в рассмотрении имени Божия: 1) собственно имя Божие; 2) имена Божии; 3) имя Иисус. Первая тема связана с библейским богословием имени, оказавшим решающее влияние на литургическую и мистико-аскетическую традицию христианства. Вторая тема помимо библейских корней имеет античные корни: она отчасти связана с учением об именах, которое разрабатывалось Платоном, Аристотелем и другими греческими философами. Третья тема получила особое развитие в связи с практикой Иисусовой молитвы в византийской монашеской традиции. В сочинениях мужей апостольских, в частности, у Игнатия Богоносца и Лионского епископа Иринея встречается понимание имени, близкое к библейскому. Нередко имя отождествляется с его носителем. Кроме того, в сочинениях мужей апостольских получает дальнейшее развитие тема вселенского значения имени Сына Божия, впервые прозвучавшая у апостола Павла (Флп. 2:9–11). Эта тема присутствует в «Пастыре» Ермы, где есть следующие слова: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир… Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят Его имя. Он Сам служит для них основанием, и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить Его имя». В той же книге развивается тема страдания за имя Сына Божия, характерная для «Деяний святых апостолов» и «Апокалипсиса». Ерма описывает видение 12 гор: одна из них, «на которой деревья полны всяких плодов, означает верующих, которые пострадали за имя Сына Божия». О пострадавших за имя Сына Божия Пастырь говорит: «Пострадавшие за имя Господне почтены у Бога, и всем им отпущены грехи, потому что пострадали за имя Сына Божия… Вы, страдающие за имя Божие, должны прославлять Господа, что удостоил вас носить Его имя, ибо исцелятся все грехи ваши». В развитие святоотеческого учения об имени Божьем существенный вклад внёс мученик Иустин Философ, который различал имя в собственном смысле и имя, приложенное к предмету. Он также проводил различие между природным именем и условными названиями, наименованиями. Иустин утверждал, что у Бога Отца нет имени: все имена, применяемые по отношению к Нему, указывают лишь на Его отдельные энергии (действия, дела).

 



 
PR-CY.ru