ИМЯСЛАВИЕ - Страница 61

Наконец, ещё один уровень имяславия – научно-аналитический – выражается, по мнению А.Ф. Лосева, «в определённом ряду математических конструкций». Он считал возможным приложить к имяславию, для лучшего его осмысления, достижения современной логики, феноменологии, химии, математики, геометрии, биологии и т.д. Это представлялось ему необходимым для выработки «учения о мире как своего рода законченном имени, подражающем Божиему имени». Все эти идеи были развиты в последующих работах А.Ф. Лосева по философии имени. Конспективно имяславские идеи изложены им в тезисах об имени Божьем, направленных 30 января 1923 г. священнику П.А. Флоренскому с просьбой внести необходимые исправления. Как полагают исследователи, именно эти тезисы должны были лечь в основу документа, который подводил бы итог имяславским спорам: «Имя Божие есть неприступный и бесконечный Свет существа Божия, явленный в конечном существе мира и человека. Имя Божие есть всемогущая Сила существа Божия, действующая в конечном существе мира и человека. Имя Божие есть полнота совершенства существа Божия, явленная в конечном существе мира и человека как бесконечная цель для стремления твари к Богу… Свет Божий неотделим от существа Божия, Сила Божия неотделима от существа Божия, Совершенство Божие неотделимо от существа Божия; (следовательно), энергия сущности Божией неотделима от самого Бога и есть сам Бог, и имя Божие неотделимо от существа Божия и есть сам Бог… Имя Божие есть сам Бог, но Бог Сам – не имя. Бог выше всякого имени и выше познания человеческого и ангельского… Имя Божие, поэтому, не есть «только имя», т.е. звук или переживание звука. Звук и переживание звука становятся носителями имени Божия не потому, что они именно звук и переживание звука (в этом они сродны со всеми прочими звуками у человека и животных), но потому, что в них присутствует сам Бог в своём явлении. Поэтому самые звуки, как носители энергии Божией, поклоняемы наряду с иконами, мощами, св(ятым) Крестом и пр(очими) предметами «относительного поклонения», имеющими связь с тварным бытием человека; сущность же имени, то, в силу чего звук является носителем имени Божия, есть сам Бог и требует не относительного, но безусловного поклонения и служения... Хотя само по себе имя Божие есть сам Бог и потому одноприродно, произносимое человеком и в связи с этим действенное в человеке имя Божие – двуприродно, поскольку участвует тут и энергия человека; произносимое имя – арена встречи Божественных и человеческих энергий. Однако энергия человека сводится лишь к принятию в себя Божественных энергий, подлинно же действует в таинстве и чуде сам Бог в своих именах, и только Он, а человек делается только сосудом имени Божия». Эти тезисы на богословском уровне завершают осмысление темы имяславия в период собственно имяславских споров.

 



 
PR-CY.ru