ИМЯСЛАВИЕ - Страница 62

Некоторые богословские посылки, содержащиеся в данных тезисах, были намечены ещё в книге схимника Илариона «На горах Кавказа» (в частности, идея взаимосвязи между именем и именуемым предметом) и – в сумбурном и несистематическом виде – разбросаны по произведениям иеросхимонаха Антония (Булатовича), однако именно А.Ф. Лосеву – параллельно со священником П.А. Флоренским – удалось свести их в стройную систему, в которой ключом к учению об имени Божьем становится понятие символа. Вокруг этого понятия и будет строиться философское обоснование имяславия на протяжении всего XX в. В течение всего периода имяславских споров протоиерей Сергий Булгаков принимал в них активное участие, не скрывая при этом своих симпатий к имяславию. В 1917 г. он писал: «Имя Божие, которое есть постоянно совершающееся действие силы Божией, энергия Божества, есть Бог». Однако систематическим осмыслением собственно богословской проблематики этих споров он занялся уже в эмиграции. В книге «Православие», опубликованной в 1932 г. на французском языке (на русском впервые издана в 1965 г.), протоиерей Сергий Булгаков говорит о важности вопроса, поднятого имяславскими спорами, для развития православного богословия: «...Богословское учение об Имени Божием в настоящее время является одной из самых очередных и существенных задач при самоопределении православия, которую наше время передаёт будущим векам. Этим определяется основная магистраль современного православного богословствования». Наиболее полное раскрытие проблематика имяславских споров получила в «Философии Имени», которую протоиерей Сергий Булгаков писал в 1920–1921 гг., находясь в Крыму; в начале 1940 гг. он вернулся к этой книге, присоединив софиологическое послесловие к главе об имени Божьем; книга была опубликована в 1953 г., девять лет спустя после смерти автора. «Философия Имени» – итог не только многолетних размышлений протоиерея Сергия Булгакова о природе имен вообще и имён Божьих в частности, но и увенчание всего его богословско-философского творчества. Отдельная глава посвящена имени Божию. Исходным пунктом рассуждений автора о природе имени Божия является мысль о том, что «трансцендентное существо Божие открывает Себя человеку в Своих свойствах», которые суть «сказуемые, предикаты к Божественному Существу». Всякий предикат есть вместе с тем и именование, и все имена Божии так же соотносятся с существом Божиим, как сказуемые с подлежащим. Подлежащее всегда трансцендентно сказуемым; оно раскрывается, но не исчерпывается ими. Оно, следовательно, есть «нечто трансцендентно-имманентное».

 



 
PR-CY.ru