ИМЯСЛАВИЕ

ИМЯСЛАВИЕ – движение почитателей имени Божия, которое началось в русских монастырях Афона в 1909–1913 гг. и нашло сторонников в России. Связанная с имяславием полемика нашла выражение в трудах русских богословов и философов XX в. Начало движению положила публикация книги схимника Илариона (Домрачёва) «На горах Кавказа», состоявшаяся в 1907 г. Изложенное в книге учение о почитании имени Божия вскоре после появления книги вызвало жаркие споры, охватившие все основные русские обители Афона – Фиваидский, Ильинский и Андреевский скиты и Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1909 г., после появления серии публикаций с критикой в адрес книги, русское монашество на Афоне разделилось на противников и сторонников почитания имени Божия. При этом первые стали называть вторых имяборцами, а те в ответ говорили о своих противниках как об «имябожниках». Сами почитатели имени Божия назвали себя имяславцами, а своё учение – имяславием. Постепенно полемика приобретала всё более ожесточённый характер. В Фиваидском скиту противники имяславия говорили об имяславцах: «Они ведь по глупости своей мужицкой три буквы, – И, М, Я, – Богом называют». Имяславцев обвиняли также в том, что «у них четыре Бога: Бог Отец, Сын и Святой Дух, а четвёртый – имя Иисус». По свидетельствам имяславцев, некоторые из их противников писали на камне имя Иисус, бросали камень на землю и топтали ногами; другие писали имя Божие на бумажке, клали в карман и говорили: «Бог Иисус в кармане». Чтобы доказать, что имя Иисус является простым человеческим именем, не заслуживающим поклонения, противники имяславия говорили: «Я с вашим Иисусом был в кабаке», имея в виду некоего монаха Иисуса, жившего на Капсале и лежавшего некоторое время в больнице Пантелеимонова монастыря. К нему противники имяславия отсылали имяславцев на поклонение. Споры вокруг книги схимника Илариона продолжались на Афоне с 1910 по 1912 гг., причём круг вовлечённых в них лиц постепенно расширялся. Осенью 1911 г. состоялся Собор иноков Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря с участием игумена монастыря архимандрита Мисаила. Было составлено и подписано «Соборное рассуждение о Имени Иисуса Христа», гласившее: «Верую и исповедую, что в имени Иисус-Христовом присутствует Сам Он, наш Спаситель Господь Иисус Христос невидимо и непостижимо, и в сей своей сердечной вере утешаю себя божественным изречением моего дражайшего Искупителя, Который сказал: “Яко же веровал еси и веруешь, буди тебе по вере твоей”. Божественнейшее и святейшее имя Иисус называю Богом по своей сердечной вере, что оно неотделимо и не может быть отъято от Него, Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа, но едино с ним».

 



 
PR-CY.ru