ИМЯСЛАВИЕ - Страница 70

Учение протоиерея Сергия Булгакова об имени Божьем во всех аспектах соответствует учению имяславцев и может восприниматься как его наиболее полное богословское выражение. И если апогеем философского осмысления имяславия явилось творчество А.Ф. Лосева, то вершиной его богословского обоснования стала именно работа протоиерея Сергия Булгакова. Самым существенным в этом осмыслении является то, что основные постулаты имяславия были поставлены им на строгую почву научно-богословского анализа и рассмотрены в свете православной святоотеческой традиции, в частности, в свете паламитского различения между сущностью и энергиями Божьими. Результатом этой работы явился синтез, в котором имяславие было очищено от элементов «имябожничества». Процесс освобождения имяславия от крайностей был завершён в творчестве архимандрита Софрония (Сахарова). В трактате «О молитве Иисусовой» он упоминает об имяславских спорах: «Приехал я на Афон в 1925 году. Незадолго перед тем там произошли бурные споры о природе Имени Божьего. В напряжении самих споров, подобных богословской полемике XIV века о природе Фаворского света, было допущено с обеих сторон немало поступков, которых не должно было бы быть среди людей, предавших свои души в руки Святого Вседержителя. Есть в этой полемике некая аналогия с вековыми распрями между номиналистами и реалистами, идеалистами и рационалистами. По временам они затихают, чтобы затем снова вспыхнуть в иной форме. Наблюдается наличие двух различных естественных расположений: с одной стороны – пророки и поэты; с другой – учёные и технократы». Изложение учения об имени Божьем архимандрит Софроний начинает с рассмотрения ветхозаветных свидетельств о призывании Бога и описания синайского откровения Бога Моисею. В этом откровении он видит, прежде всего, явление персонального Бога, а в именах Божьих – атрибуты Бога, названные Им Самим. Поскольку каждое ветхозаветное богоявление воспринималось как непосредственное действие Божье, то и всякое имя Бога, открытое в этом богоявлении, воспринималось как Его живое присутствие. Все ветхозаветные откровения Бога рассматривались архимандритом Софронием в качестве постепенной подготовки к встрече человечества со Христом. Каждое новое имя Божие, становящееся известным человеку, указывает на конкретное свойство Бога, но в то же время в каждом имени Божьем присутствует весь Бог: «Тот, Кто превыше всякого Имени в своей Сущности, раскрывается сотворённым «по образу» разумным существам во множестве имён: Вечный, Всеведущий, Всемогущий, Вседержитель; Свет, Жизнь, Красота, Мудрость, Благость, Истина, Любовь, Праведный, Спасающий, Святый, Освящение и другие. В каждом из них и чрез каждое из них мы испытываем прикосновение к нам Единого Бога, и в силу Его неделимости мы имеем Его всего. Так достойно мыслить, но вместе с тем ни одно из них не даёт нам полноты постижения, «как Он есть». Его Бытие в своей сущности превосходит все Имена. И всё же Он продолжает открываться в Именах».

 



 
PR-CY.ru