ИМЯСЛАВИЕ - Страница 67

Таким образом, у него имяславское понимание соотношения между иконой и именем достигает наиболее радикального выражения. Учение об имени Иисус занимает в главе об имени Божьем центральное место. Согласно протоиерею Сергию Булгакову, «соответственно двум заветам, было два откровения имени Божьего, ветхозаветное Иегова – Моисею и новозаветное Иисус – Деве Марии, а в ней всему человеческому роду: два нерукотворные образа имени Божества». Таким образом, как и в восточной патристике, усматривается прямое преемство между ветхозаветным и новозаветным Божественными именами. При этом, однако, протоиерей Сергий Булгаков подчёркивал, что имя Иисус пришло на смену ветхозаветному имени: «...В новозаветном откровении об Имени Божием имя Иегова-Ягве уступает место имени Иисус, которым оно как бы заслоняется как абстрактное конкретным, хотя им и предполагается и даже в него включается, но уже теряет значение «собственного имени» по преимуществу». По мнению протоиерея Сергия Булгакова, имя Иисус «непосредственно принадлежит Второй ипостаси, но в ней и через неё именует всю Святую Троицу, являясь в этом смысле аналогичным и подобозначным имени Ягве-Сущий». Протоиерей Сергий Булгаков указывал на кардинальное различие между ветхозаветным и новозаветным именами: первое являет Бога, но не позволяет преодолеть пропасть между Богом и человеком; второе указывает на Бога воплотившегося, Бога, близкого к человеку, Бога, ставшего человеком. Имя Иисус соответствует новому откровению о Боге, получаемому в Новом Завете. Отличие имени Иисуса Христа от всех ветхозаветных имён Божьих заключается в том, что это не только имя божественное, но и имя богочеловеческое. В этом имени сокрыта та же тайна, что и в самом Боговоплощении, – тайна соединения божественного и человеческого естеств: «Имя Господа Иисуса Христа принадлежит, по смыслу основных догматических определений, обоим естествам, оно есть Имя Бога и Человека в их единстве. Значит, здесь имя это имеет совершенно иное значение, чем ветхозаветные Имена Божии: там они были для человека, но не принадлежали человеку, имели основание в Божестве, но не принадлежали Богу, а только давались Ему человеком в ответ на Его откровение. Теперь Имя должно принадлежать, быть присуще самому существу и Бога и Человека, соединившихся в Богочеловеке. Имя Богочеловека есть Имя Божие для человека в совершенно особом и новом смысле, ибо оно есть Имя и Человека, проникая в самую глубину Его существа, образуя Его ядро, и вместе с тем это же самое Имя есть и Имя Божества, воплотившегося в человеке». Вслед за Димитрием Ростовским и имяславцами протоиерей Сергий Булгаков говорил о предвечном существовании имени Иисус. Имя Иисус, согласно Сергию Булгакову, не является простым человеческим именем и не равно именам других Иисусов, когда употребляется по отношению к Иисусу Христу.

 



 
PR-CY.ru