ИМЯСЛАВИЕ - Страница 20

Благодаря действиям митрополита Макария многие имяславцы в священном сане получили разрешение на священнослужение и были отправлены на фронт в качестве полковых священников. Иным было положение простых монахов, не имевших священного сана. Большинство из них проживали по месту прописки: лишённые монашеского звания и возможности причащаться Святых Таин, они были изгоями даже в своих родных городах и сёлах. После объявления войны трудность их положения усугубилась: их начали призывать на фронт в качестве простых солдат. Иноки считали для себя неприемлемым брать в руки оружие, однако отказаться от военной службы не могли. В течение 1915–1916 гг. Святейший Синод продолжал сохранять в целом негативное отношение к имяславцам, но в то же время признал правомочными действия митрополита Макария, восстановившего их в монашеском звании и разрешившего многим из них священнослужение. Об этом свидетельствует Определение Синода от 10 марта 1916 г., явившееся ответом на ходатайство группы афонских иноков во главе с архимандритом Давидом об официальной публикации в «Церковных ведомостях» данного имяславцам в 1914 г. разрешения причащаться Святых Христовых Таин. Святейший Синод постановил «уведомить преосвященных, что афонские иноки, не принятые ещё в общение с Церковью, могут быть принимаемы в таковое общение по надлежащем испытании их в верованиях и по засвидетельствовании ими о своей преданности Православной Церкви, точном следовании её догматам и учению, отречении от имябожнического лжеучения и послушании богоустановленной иерархии, с целованием Святого Креста и Евангелия, без требования от них какого-либо письменного акта и засим, как принятые в общение с Церковью, они подлежат допущению к Святому Причастию и погребению по чину Православной Церкви, о чём, для исполнения настоящего Определения, напечатать в “Церковных ведомостях”». Однако по указанию обер-прокурора Александра Николаевича Вожина «Определение» не было опубликовано по причине содержащегося в нём упоминания об «отречении от лжеучения». Вопрос об отношении к имяславию был одним из пунктов повестки дня поместного Собора 1917–1918 гг. Обсуждение этой темы происходило в специально сформированном Подотделе Отдела по внутренней миссии. В состав Подотдела вошли 22 человека, в числе которых были лица, симпатизировавшие имяславию, такие как Полтавский  епископ Феофан (Быстров), автор монографии об имени Божьем в Ветхом Завете, Сергей Николаевич Булгаков, Евгений Николаевич Трубецкой, и ярые противники имяславия, такие как миссионер Василий Иванович Зеленцов (впоследствии епископ Прилукский Василий).

 



 
PR-CY.ru