ИМЯСЛАВИЕ - Страница 16

Проявление монаршей милости к имяславцам не осталось незамеченным в Синоде, тем более что главный виновник афонского погрома архиепископ Никон так и не был удостоен высочайшей аудиенции после возвращения с Афона. Синод начал искать новые возможности повлиять на имяславцев и новые пути для судебного решения их вопроса. 14 февраля, на следующий же день после приёма государем имяславцев, в Синоде началось обсуждение вопроса о 25 монахах-афонцах, подавших прошение о пересмотре их дела. Определением Синода от 14–18 февраля 1914 г. Московской синодальной конторе под председательством митрополита Макария (Невского) было поручено произвести над ними суд. 23 февраля в покоях митрополита Макария состоялось первое совещание по делу о 25 имяславцах, подлежащих суду Московской синодальной конторы. Некоторые из подлежащих суду имяславцев в апреле 1914 г. начали съезжаться в Москву. 16 апреля несколько имяславцев встретились с митрополитом Макарием. В то же время 12 имяславцев во главе с иеросхимонахом Антонием (Булатовичем) отказались от всякого участия в суде. 25 марта 1914 г. Антоний Булатович направил письмо императору, в котором предложил создать независимую специальную комиссию из духовных и светских лиц и дать возможность высказаться обеим сторонам. 11 апреля он и его единомышленники направили в Синод заявление, в котором известили о своём разрыве с официальной Российской церковью: «Мы, нижеподписавшиеся, заявляем Святейшему Синоду, что мы всегда неизменно пребывали и ныне пребываем в учении Святой Православной Церкви и не допускаем себе ни на йоту отступить от вероучения Святой Церкви Православной, понимая его так, как оно изложено в Православном Катехизисе и в Творениях Святых Отцов и как оно доселе понималось Церковью. Ныне же Святейший Синод привлекает нас к суду за «измышление», якобы, «и распространение богохульного и еретического учения о Божестве Имени Божия». Не можем мы согласиться с основательностью этого обвинения, будто исповедание Божества Имени Божия есть учение богохульное и еретическое, ибо оно находит многочисленные подтверждения в творениях Святых Отцов Церкви… В наших прошениях Святейшему Синоду мы неоднократно указывали на неправославие этих тезисов и просили пересмотреть и исправить их... Однако Святейший Синод не только не внял нашим прошениям, но, продолжая пребывать при тех же мнениях, осудил наше согласное с святоотеческим учением почитание Божества Имени Божьего как ересь и наименовал нас, православных иноков, несправедливым и оскорбительным названием «имябожников». Заключая из этого, что вышесказанное неправильное учение о Имени Божием не есть случайно вкравшаяся ошибка, но принято отныне Синодом бесповоротно, как догмат, мы с прискорбием и с горестью вынуждены, ради сохранения чистоты веры Православной, отложиться от всякого духовного общения с Всероссийским Синодом и со всеми единомышленными с ним впредь до исправления означенных заблуждений… Посему мы заявляем также, что на суд Московской Синодальной конторы явиться отказываемся».

 



 
PR-CY.ru