ИМЯСЛАВИЕ - Страница 17

30 апреля обер-прокурор В.К. Саблер официально представил Синоду записку, полученную им от государя 15 апреля: «В этот Праздник Праздников, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и ближним, душа моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Таин и утешение пребывания в храме. Забудем распрю – не нам судить о величайшей святыне: Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на родину; суд следует отменить и всех иноков… разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить им священнослужение». «Суд над имябожниками» состоялся 24 апреля 1914 г. Из 25 подлежавших суду иноков в Московскую синодальную контору на утреннее заседание явились лишь шесть. Имеющиеся у исследователей свидетельства о том, как проходил «суд над имябожниками», противоречивы. С одной стороны, в донесениях Московской синодальной конторы от 24 апреля, от 28 апреля и от 8 мая говорится о том, что и на самом судебном заседании, и на исповеди через духовника контора разъясняла монахам ложность «новых лжеумствований об именах Божиих, возвещаемых схимонахом Иларионом, Антонием (Булатовичем) и их единомышленниками, которые справедливо называются имябожниками», после чего принимала их в общение и снимала наложенные прежде Синодом наказания. С другой стороны, по сообщениям прессы, основанным на свидетельствах присутствовавших в суде имяславцев, суд над ними, скорее, напоминал торжественное признание правоты подсудимых, чем собственно судебное заседание. Согласно этим свидетельствам, утреннее заседание 24 апреля началось молебном в храме Двенадцати апостолов, совершённым митрополитом Макарием. После окончания молебна члены суда и подсудимые проследовали в Синодальную контору, где, обратившись к инокам, митрополит спросил их, «веруют ли они так, как верует Святая Православная Кафолическая Церковь, как утвердили Вселенские и Поместные Соборы и как верует Святейший Синод и вся иерархия, и не прибавляют ли они к этому учению чего-либо нового и не убавляют ли». Иноки ответили, что они «желают исповедовать святую веру в согласии со всей Православной Кафолической Церковью». В заключение митрополит предложил инокам подтвердить своё исповедание православной веры целованием креста и Евангелия, что они и исполнили. После этого митрополит благословил их и пожелал им всегда и впредь быть верными церкви. Обо всём совершившемся был составлен акт, подписанный в ходе вечернего заседания всеми участниками суда. Положительное решение Московской синодальной конторы по делу имяславцев оказало прямое влияние на судьбу лишь нескольких десятков монахов – главным образом, тех, которые находились в эпицентре борьбы и потому могли следить за происходившим.

 



 
PR-CY.ru