ИМЯСЛАВИЕ - Страница 14

Разгром имяславцев на Афоне получил широкую огласку в прессе. На афонские события откликнулись практически все российские издания, – как правые, так и левые, как лояльно, так и критически настроенные по отношению к церковной власти, – причём почти все они, за исключением официального органов Синода, осудили насильственное выдворение имяславцев с Афона, осуществлённое при помощи военных. В негативной оценке действий российской светской и церковной властей на Афоне сходились такие полярные по своей направленности издания, как «Гражданин», редактируемый князем Владимиром Петровичем Мещерским, и левооктябристская «Речь» Павла Николаевича Милюкова. Единодушному осуждению подверглись действия архиепископа Никона, которые пресса называла «афонской экспансией», «Ватерлоо архиепископа» и другими подобными выражениями. А газета «Голос Москвы» охарактеризовала деятельность архиепископа Никона и Синода следующим образом: «Тяжёлая синодально-бюрократическая машина работает полным ходом, пущены в действие все части её механизма, но толку от этого получается мало. Очевидно, в неизведанных глубинах народной души народилось неизбывное стремление к правде, неудовлетворённое правдой Синодской... Великую трагедию переживает сейчас Церковь, и, что уж яснее всего..., смертельной опасности не видят и не хотят видеть те, которые в силу обета должны стоять на её страже... Для Синода победный марш епископа Никона знаменует торжество Православия, но для Церкви – это один из самых тяжёлых, самых роковых ударов, когда-либо выпадавших на её долю». Подобных публикаций в ближайшие месяцы после изгнания имяславцев с Афона появилось множество. Синод внезапно оказался почти в полной изоляции: общественное мнение сразу же стало на сторону гонимых иноков. Среди публикаций того времени первое место по остроте и резкости занимает статья Николая Александровича Берядева «Гасители духа», в которой он обрушился с вызывающей критикой на Святейший Синод и на все российские церковные и государственные власти. Н.А. Бердяев, к тому времени уже известный философ, литературный критик и общественный деятель, говоря о причинах, побудивших его к написанию статьи, признавался, что у него «не было особых симпатий к имяславству», но что его «возмущали насилия в духовной жизни и низость, не-духовность нашего Синода». Статья интересна не столько богословскими выкладками молодого Н.А. Бердяева, сколько тем возмущением и негодованием, с которым он воспринял афонские события. Подобные чувства разделяли как представители верующей интеллигенции, так и достаточно далёкие от церкви, но сочувствовавшие идеям духовного возрождения – идеям, носившимся в воздухе с начале XX в.: «На Афоне запахло «дымным порохом»… Истязаниями и изувечиваниями убеждают в правоте синодальной веры. Где же голос Церкви, который скажет своё властное слово по догматическому вопросу, затрагивающему самые основы христианства?».

 



 
PR-CY.ru