ИНВЕСТИТУРА - Страница 8

Между серединой VII в. и серединой VIII в. частные церкви, т.е. основанные по инициативе и на средства частного лица (мирянина или клирика, часто – епископа) или церковного института (монастыря, епископской кафедры, церкви), становятся обычным явлением. Они возникали тогда, когда государственное управление и церковная администрация оказывались слабыми и фактически уступали часть своего суверенитета власти местных магнатов, например, во времена христианизации праворейнских областей в VI–VII вв. или в период развала государственных структур (особенно во Франции в IX – середине XI вв.), а также там, где относительно поздно образовались епископства (например, в Баварии после 739 г.). Все основанные приватно церкви и монастыри в соответствии с нормами светского имущественного права находились в полной собственности их основателей, большинство из них принадлежали к светской знати. Это была своеобразная форма принадлежащей им недвижимости, домениальное владение, на которое распространялись все действия из области имущественного права: наследование, купля-продажа, обмен, аренда. Притом что основание церкви традиционно мотивировалось «спасением души» («pro remedio animae»), частные церкви, особенно если владелец покупал им права прихода, были весьма выгодным капиталовложением с гарантированным доходом: подобно епископским церквам, они имели право на взимание с прихожан десятины, поступавшей, однако, в полное распоряжение их собственника, а приписанные к ним владения налогом в казну не облагались. В компетенции собственника находилось не только решение любых правовых вопросов, распоряжение имуществом и всеми доходами церкви, из которых священнику выделялось меньше третьей части, но и право назначать на церковные должности, согласно принятому на Соборе в Ахене «Капитулярию о церквах» Людовика Благочестивого («Capitulare ecclesiasticum», 818/819 г.). Названного собственником кандидата епископ рукополагал во священника или, если тот уже был рукоположён, благословлял на ведение пастырских дел в данной церкви, а собственник в акте инвеституры («investitura ecclesiae») вручал ему алтарный покров, канат от колокола, ключ от церкви или столу как символы его новой должности, что в контексте типичной для Средневековья неразделённости представления о должности и владении означало её «материальную составляющую». Священник получал церковь, как правило, на правах простой аренды, а не лена, т.е. конституируемых клятвой верности взаимных отношений между сеньором и вассалом здесь не предусматривалось. Аналогичная ситуация наблюдалась и в отношении основанных частными лицами на землях собственного домена монастырей.

 



 
PR-CY.ru