ИНВЕСТИТУРА - Страница 6

Так была закреплена основополагающая для раннего Средневековья идея, согласно которой персона короля трактовалась как сакральная вследствие распространения Божьей благодати (Dei gratia), что последовательно развивалось меровингскими, затем каролингскими правителями и вплоть до «спора об инвеституре» сомнению не подвергалось. Особое значение для идеи священнической миссии короля и сакральной легитимации его власти получили практика помазания на царство подобно библейскому Мельхиседеку, «царю Салимскому» и «священнику Бога Всевышнего» (Быт. 14:18–20), и с 800 г. коронование Римскими папами франкских, а впоследствии германских королей в Риме. Обе практики были возобновлены в Римско-Германской империи эпохи правления Саксонской (919–1024 гг.) и Салической (1024–1125 гг.) династий. Средневековая идея империи, окончательно конституировавшая союз светской власти и церкви, являла собой синтез позднеантичной традиции отношений государства и церкви (см. раздел «Империя и Церковь» в ст. Византийская империя), идеи христианской мировой империи и королевских претензий на господство над многими государствами. Это единство политических и религиозных компонентов власти (regnum et sacerdotium) обосновывалось общественной функцией короля (императора) быть защитником всех христиан, что характеризовало империю не как государственно-правовую, а как духовную величину: подвластные императору земли рассматривались как «христианский мир» (christianitas), который вверен правителю Господом, что означало для светского государя статус представителя Бога на земле (vicarius Christi), осуществляющего Его власть в земном мире, и особого покровителя Римского престола. Благодаря этому союзу более чётким стало представление о христианском долге короля: справедливо управлять вверенным ему миром и защищать верующих и церковь (defensor ecclesiae). Как «defensor ecclesiae» король обозначался уже в первых капитуляриях Карла Великого. К защите церкви призывали франкских королей Римские папы. Речь шла о двух концепциях «защитника церкви», которые объединил Карл Великий: папской (франкский король как светский защитник прав Римского папы) и светской (франкский король как защитник и организатор церковной жизни в рамках своего королевства). Трактовка Алкуином королевской власти в духе теории двух мечей, по сути, также предполагала королевское верховенство над властью священников и епископов: король, по его мнению, держит два символических «меча», один должен служить для искоренения ересей внутри церкви, другой – для защиты её от язычников. Сходным образом определял соотношение функций императора и Римского папы Карл Великий в письме Льву III: императору следовало защищать церковь, а понтифику – молиться за его успех.

 



 
PR-CY.ru