ИНВЕСТИТУРА - Страница 21

В начале XII в. этот компромисс (без заключения письменного договора) принял французский король Филипп I (в 1104 г.), затем английский король Генрих I (Вестминстерский конкордат, 1107 г.), в этих странах конфликт королевской власти с папством не принял столь жёсткой формы. Папские легаты выдвинули минимальные требования, решения по которым были зафиксированы в двух грамотах, императорской (Heinricianum) и папской (Calixtinum). В императорской грамоте, подписанной большим числом имперской знати, светской и церковной, Генрих V отказывался от инвеституры кольцом и посохом, гарантировал свободные канонические выборы и беспрепятственное рукоположение избранного. Папа со своей стороны разрешал католической церкви в Германии проводить выборы в присутствии короля (praesentia) и в спорных случаях избирать того, кого по совету прелатов поддержал король. За королём также закреплялось право ещё до процедуры посвящения в сан проводить инвеституру новоизбранного епископа новым символом светской власти над пожалованными регалиями – скипетром. В Италии и Бургундии эта процедура, напротив, совершалась только спустя шесть недель после церковного посвящения, т.е., по сути, церковь в этих странах изымалась из сферы влияния императора, что означало разрушение имперской церкви как важного орудия его власти. В этом смысле Вормсский конкордат был более выгоден папе, нежели императору. «Спор об инвеституре» повлёк за собой кардинальные изменения в понимании сущности светской власти: традиционное единство «regnum et sacerdotium» сменилось дуализмом властей. Крушение имперской церкви и переосмысление теократической природы королевской власти привели к сущностному изменению отношений между королём и знатью: они окончательно приобрели характер вассально-ленных на фоне роста самостоятельности церковных и светских князей и ослабления центральной власти. Независимый от императора выбор епископа церковным капитулом означал укрепление позиций аристократических семейств, представители которых были его членами. Епископы превращались в церковных князей, второй после короля социальный «ранг» и отдельное имперское «сословие», в соперничестве со светскими князьями стремившееся к максимально возможной независимости своих церковных княжеств. Королевская власть, лишившись влияния на церковь, стала искать поддержку у министериалов, а католическая церковь все больше консолидировалась в замкнутое иерархизированное сообщество клириков во главе с Римским папой, отдельное от мирян.



 
PR-CY.ru