ИНВЕСТИТУРА - Страница 7

Таким образом, сакрализация идеи королевской (императорской) власти означала ответственность носителя этой власти перед Богом. Именно об этой ответственности позднее, в эпоху «спора об инвеституре», папство напомнило германскому императору, заявив о своей претензии контролировать исполнение им религиозного долга правителя. На практике ответственность мирского правителя за судьбу церкви и вверенных ему христиан, обязывающая церковь к послушанию, выражалась во вмешательстве короля во все церковные дела: он созывал Соборы и руководил ими, основывал церкви, монастыри, епископства, влиял на назначение епископов и аббатов, нарушая тем самым древний принцип независимого избрания епископа «клиром и народом» (см. в ст. Епископ). Западная (Римская) церковь в раннее Средневековье только теоретически была «вселенской» – епископские церкви в отдельных странах и регионах были ориентированы на королевский двор и подчинялись королям или другим крупным властителям: в Германии вплоть до середины X в. – племенным герцогам Саксонии, Баварии, Швабии; во Франции ещё в XI в. во власти короля находилась только третья часть епископств, остальные принадлежали крупным территориальным князьям, лишь формально бывшим его вассалами и часто совмещавшим епископские должности. Право королей осуществлять инвеституру епископов было следствием обусловленного как экономически, так и идеологически влияния, которое со времён Хлодвига они могли оказывать на выбор кандидата, притом что церковь стремилась защитить компетенцию митрополитов в этом вопросе и сохранить каноническую практику: действительный вплоть до эпохи «спора об инвеституре» канон о выборах епископа Парижского собора 614 г. напоминал, что кандидат должен быть сначала назван «народом, клиром и митрополитом с епископами его провинции», причём «без какой-либо выгоды или мзды», и, напротив, того, кто будет навязан силой или без выборов, нельзя признавать законным епископом. Однако подобные усилия вплоть до последних десятилетий XI в. оставались безрезультатными; при короле Генрихе III, который распоряжался возведением на кафедру не только епископов, но и Римских пап (см. ст. Германия), королевская (императорская) власть над церковью и практика инвеституры достигли наивысшего развития, и выбор кандидата на епископское место стал фактическим правом короля. В диоцезах, на уровне более мелких церковно-административных структур – приходов, а также подчинённых им церквей и капелл вовлечённость клира в юрисдикцию светской власти, подтверждаемая правом инвеституры, наиболее отчётливо проявилась в сфере частной церкви.

 



 
PR-CY.ru