ИНВЕСТИТУРА - Страница 2

В Средневековье понятийно не различались связанные с должностью обязанности и властные полномочия и сопряжённое с неё владение (недвижимость, доход, привилегии) – на этом основывался весь социальный порядок эпохи. Использовавшиеся в акте инвеституры инсигнии были своеобразной формой репрезентации права владельца бенефиция на свершение должностных полномочий и одновременно формой легитимации и манифестации его власти над территорией и людьми. Важную роль играл посох (baculum, virga) или его укороченная форма – скипетр (sceptrum), древнейший символ власти. В Средние века он приобрёл дополнительное значение как символ судебной власти (ср.: Пс. 44:7; Евр. 1:8). В процедуре инвеституры ленников передача посоха (жезла, скипетра) означала делегирование сеньором судебных полномочий вассалу. Право принуждения, т.е. карающую и дисциплинирующую функцию власти, символизировал меч (gladius), право приказывать – копьё (lancea; обычай символической передачи копья известен с эпохи Меровингов). Вручение знамени (vexillum, panna) указывало на особый статус лена, делавшего его владельца королевским вассалом. В XII в. нормы светской инвеституры, в основном, характерные для Ломбардии, были зафиксированы в «Книгах феодов» («Libri feudorum») – своде обычного сеньориального права. В позднее Средневековье инвеститура как процедура введения в должность имела место и вне ленной системы, например, инвеститура жезлом управляющих большими поместьями (gastaldus). Символическая передача пера в акте инвеституры нотариев (investitura per pennam) являлась не только формой репрезентации их права на свершение должностных полномочий, но и формой легитимации составленных ими документов. При введении в церковную должность и во владение соответствующим ей бенефицием (диоцезом, аббатством, церковью) инвеститура осуществлялась светскими лицами: короли или крупные князья на подвластных территориях проводили инвеституру новоизбранных епископов, собственники частных церквей и монастырей – назначаемых в них по своему выбору священников и аббатов. Теоретически введение в церковную должность в отличие от инвеституры в миру представляло собой две разные процедуры: каноническую (ordinatio), включавшую литургически оформленное рукоположение в сан (см. Хиротония) и передачу (traditio) соответствующих должности инсигний, символизирующих духовную власть носителя сана, и собственно инвеститура духовного лица светским правителем, который в качестве верховного собственника и субъекта права делегировал клирику «мирскую составляющую» его власти, т.е. положенные по должности владения, права и полномочия, что также сопровождалось передачей инсигний.

 



 
PR-CY.ru