ИНВЕСТИТУРА - Страница 20

Когда год спустя под давлением радикальных «григорианцев» папа отменил своё решение (на Латеранском соборе 1112 г. был повторен запрет мирянам под угрозой отлучения осуществлять инвеституру духовными инсигниями), король продолжал назначать епископов и проводить их инвеституру. Только во время понтификата прагматически настроенного папы Каллиста II (1119–1124 гг.) было найдено компромиссное решение, закреплённое соглашением сторон (Вормсский конкордат (1122 г.), ратифицирован первым Латеранским собором в 1123 г.). Ещё не будучи избран на Римский престол, радикальный «григорианец» Гвидо (впоследствии папа Каллист II) выступил с предложением обсудить условия примирения. Генрих V и члены рейхстага приняли предложение, но из-за взаимного недоверия сторон и развивавшегося параллельно конфликта императора с оппозиционными князьями дело затянулось (в условиях этого конфликта император тем более не был готов отказаться от ленной инвеституры епископов, обеспечивавшей ему вассалов). Однако потребность мира с церковью в среде немецкой знати неуклонно росла. На рейхстаге в октября 1121 г. между Генрихом V и оппозиционными имперскими князьями был подписан мирный договор, условием которого по инициативе Майнцского архиепископа Адальберта было выдвинуто примирение императора с Римским папой. Договор между папой и императором, разрешивший многолетнее противостояние в «споре об инвеституре» и по-новому определивший положение католической церкви в Священной Римской империи, был заключён 23 сентября 1122 г. в Вормсе при посредничестве имперских князей. Теоретической базой для него стало обоснованное в конце XI в. Иво Шартрским понятийное и соответственно правовое различие между «духовным» и «мирским» компонентами во власти прелата, снимавшее противоречие между требованиями канонического права о свободном, независимом от светских властей замещении епископских кафедр и нормами вассально-ленных отношений: светские сеньоры имели право инвеституры применительно к «мирским» прерогативам (temporalia) епископа и вводили его во владение пожалованными регалиями, а дающее духовную власть (spiritualia) посвящение в сан осуществлялось актом инвеституры церковной.

 



 
PR-CY.ru